Злая сила и добрая сила

0
9

Евангелие от Матфея, глава 5

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. 13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. 21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. 33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
[свернуть]

До появления протестантов в 16-м веке Церковь всегда считала, что Нагорная проповедь – возможный для исполнения призыв к действию. Протестанты стали рассуждать о духе, за счет чего конкретные слова Христа оказались размыты. Переняли это и православные, отсюда юмористические советы из разряда «а ты его тоже ударь, но с большой любовью». Тем не менее, Христос никого бить, даже в целях самозащиты, не рекомендует. Впрочем, заповеди о любви из Нагорной проповеди – как раз те, где так и хочется совершить подмену. Посмотрим на них подробней.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Нагорная проповедь, в противоположность тому, о чем говорил Ницше, отнюдь не для слабых.
Человек в гневе наполнен энергией, но хоть она и направлена на разрушение, гневающийся сильнее боящегося. Сила и власть над другим человеком в пределе могут выразиться в убийстве. Но это разрушительные сила и власть. Поэтому грехом против ближнего является не только убийство, но и напрасный гнев, и оскорбления. Они ложатся на душу ближнего тяжким грузом и определяют его жизненный путь, оказываясь тем ярлыком и меркой, которым человек себя мерит. Поэтому психологи предостерегают родителей от оскорбительных высказываний в адрес детей, типа «у тебя руки не из того места растут» или «дурак». Ребенок может поверить в это и строить в соответствии с этим свою жизнь. Взрослого труднее выбить такими вещами из колеи, но даже на взрослых влияют взрывы гнева со стороны другого человека и оскорбления. Если это происходит на постоянной основе, человек может потерять жизненный тонус и впасть в депрессию. Поэтому здесь речь не просто о некоем аскетическом правиле «не гневаться», оторванном от жизни, а этическая заповедь о любви к ближнему. Оскорбления и изливание на другого человека беспричинного гнева несовместимы с любовью к этому человеку, поэтому человеку, настолько не любящему другого, угрожает геенна.
Гнев – это сила и власть над другим. Получается, что все-таки прав Ницше (и змей в Эдеме) и Бог против нашей силы? Он хочет сделать нас слабыми? На самом деле не так.
Недавно в интернете появился ролик о том, как остановить травлю в свой адрес. Сюжет ролика прост. Сначала один человек оскорбляет другого, а тот пытается защищаться или оскорблять в ответ. Это не останавливает оскорбляющего. Когда же тот, кого оскорбляют, начинает в ответ на каждое оскорбление говорить комплимент, это внезапно прекращает поток оскорблений.
В ролике это объясняется тем, что травля – это форма получения власти над другим человеком. Когда же человек отвечает добрыми словами, становится понятно, что власть над ним получить не удалось, он сильнее. Интересно, что второй способ совпадает с заповедью «благословляйте проклинающих вас»:
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Матф.5:39-46).
То же самое касается заповеди о двух поприщах. В то время Иудея находилась под властью римлян. И любой римский солдат мог остановить любого иудея и потребовать, чтобы тот нес его ношу на протяжении одного поприща (1472 метра). Представьте, враг (например, немец во время Второй мировой) принуждает вас что-то делать для него. Кажется, что варианты реакции ограничены: либо сделать и презирать себя и ненавидеть его. Либо сопротивляться. Либо сделать, а потом начать партизанскую войну. В любом случае, принуждение от врага противно. Заповедь о втором поприще дает нам свободу. Потому что сделать больше, чем требуют, можно только добровольно. Это делает нас свободными и демонстрирует нашу свободу не только нам самим, но и требующему.
Это, очевидно, относится не только к поприщам, а к любым ситуациям принуждения. Бродский рассказывает историю о том, как в лагере всех заключенных внезапно заставили рубить дрова, соревнуясь с ВОХРовцами. Участие было обязательно. Один из заключенных рубил эти дрова 12 часов подряд, когда все уже выдохлись. И этим испугал администрацию. Он довел зло до абсурда, и оно сдалось. Больше таких соревнований не было.
В соблюдении этих заповедей о любви много подмены. Иногда от них хочется попросту отмахнуться и реализовать свою злость и отчаяние полностью. Разумеется, под каким-то благовидным предлогом. Иногда напротив нет сил и желания сопротивляться, а есть парализующий страх, заставляющий оправдывать принудителя. Отсюда появляются такие вещи как «стокгольмский синдром» — когда заложники начинают вдруг страстно и искренне любить захвативших их террористов и выступать на их стороне. Главное, не заниматься самообманом и за страхом видеть страх, а не любовь, а за гневом и неготовностью смириться – гнев, а не желание защитить отечество.
Не всякое зло мы можем победить сами. Когда ребенка травят в школе, бесполезно обычно давать ему советы справляться самостоятельно. Чтобы это прекратить, часто должны вмешаться взрослые. У нас есть такой «взрослый», который может вмешаться. Это Бог. Он обещает наказание («геенна») тем, кто на стороне злой силы. Это освобождает нас от необходимости защищать себя самим до остервенения (впрочем, не стоит забывать про разумность). Знаю несколько случаев, когда Бог наказывал школьных обидчиков моих знакомых за травлю. Если же вернуться к началу главы, то кроткие — а по другому переводу «дружелюбные» — наследуют землю. И так бывает уже в наши дни, хоть и кажется удивительным.
Запись Злая сила и добрая сила впервые появилась Блог Предание.ру.

comments powered by HyperComments