За что канонизировали святого Ярослава?

0
3
За что канонизировали святого Ярослава?

5 марта — день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Жизнь этого князя была очень непростой (бунт против отца — святого князя Владимира, участие в междоусобице за киевский престол). Вклад его в укрепление государственности и древнерусской культуры неоспорим, но почему или за что его все-таки канонизировали? На вопрос «ФОМЕ в Украине» ответил зампредседателя Отдела внешних церковных связей УПЦ, преподаватель Византологии в Киевских духовных школах протоиерей Николай Данилевич.

– За святым князем Ярославом неспроста исторически закрепилось прозвище «Мудрый». Он был образованным человеком, он устроил первую на Руси библиотеку и открыл при храме Святой Софии школу для детей бояр.

Протоиерей Иоанн Мейендорф в одной из своих книг, отвечая на обвинения некоторых критиков в якобы нехристианской жизни святого князя Владимира после принятия им крещения, писал, что люди такого ранга оцениваются не по их личному благочестию, а по тому, что они дали возможность познать Христа другим людям, целому народу. Как? Своим волевым решением, историческим выбором. За это они и канонизированы.

В этом заключается святость императора Константина Великого, который легализовал христианство в Римской империи, и князя Владимира, крестившего Русь. Я думаю, что в этом ракурсе можно говорить и о других князьях, которые делали глобальные вещи, пусть даже и имели личные грехи.

А грехи были у каждого святого, в большей или меньшей мере, — почитайте дневники праведного Иоанна Кронштадтского. В них он писал о себе, что был гневлив, раздражителен. Но отец Иоанн боролся с собой, каялся и в итоге достиг святости.

Велики дела и грехи великих людей, но велико и их покаяние. Например, царь Давид был избран Богом, потом согрешил прелюбодеянием и убийством. Но его покаяние было так велико, что мы до сих пор каемся его словами (Пс. 50).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что с высокопоставленного человека Господь спросит не столько за его личные грехи, сколько за неправильные решения, которые негативно отразились или отразятся на судьбах многих. Так что облеченные властью люди, от которых зависят судьбы других, несут особую ответственность перед Богом.

 

Если говорить о святости Ярослава — она не столько в том, что человек молился и творил добродетели, сколько в том, что он дал другим право и возможность жить по-христиански — строил храмы, делал многое для просвещения народа.

Например: Ярослав Мудрый умер в XII веке, но сколько поколений после него каялись и причащались в воздвигнутом им храме Святой Софии!

А преподобный Серафим Саровский говорил, что не каждому священнику Господь дает благодать воздвигнуть церковь. Ты умираешь — а храм остается, и в нем молятся люди. То есть строительство храма, несмотря на все сопутствующие искушения и трудности, — это милость Божия, которой надо ещё сподобиться. На душу человека, который воздвиг церковь, падают огромные духовные «бонусы»!

За каждым богослужением мы молимся о «строителях и благотворителях святого храма сего». Ктиторы храма уже давно умерли, их имена мы, может, уже и не помним, но Господь-то знает, что они сделали. Поэтому великая благодать тому, кто построил храм.

Так же и с другими делами, которые положительно влияют на духовность следующих поколений. Ведь молитвы и святость тех, кто пришел к Богу благодаря трудам храмостроителя или князя, принявшего правильный закон и давшего возможность жить по-христиански миллионам или миллиардам людей после себя, отображаются на его посмертной участи.

 

comments powered by HyperComments