Вход Господень в Иерусалим

0
1

1 апреля Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

ФОМА
 
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это двунадесятый праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф. 21).
Весной 30 года от Р. Х. в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах. Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.
Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы физически устранить Его и Лазаря. Толпы людей тем временем вышли встречать Спасителя.
Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и поднимет восстание. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».
Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.
 
Елеонская гора
 
Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф. 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян. 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора как возвышенное место указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.
 
Икона праздника
 

 
В центре иконы — Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей. Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу. Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми в древние времена иудеи встречали своих прославленных героев-триумфаторов.
В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так обычно народ встречал помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие. На иконах Христа иногда именуют Царем мира.
 
Пальмовая ветвь для еврейского народа символизировала веселье и торжество. «В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23:40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его как победителя встретили пальмовыми ветвями (1 Мак. 13:51).
Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или Вербным воскресеньем (Неделя ваий).
 
Ослик, на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что оседланный Спасителем ослик символизирует обращенных в будущем ко Христу язычников.
 
Обычай постилать одежды в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги «взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй!» (4 Цар. 9:13).
 
Интересные факты о празднике
 
«Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9) — слова, которые выкрикивал народ, когда Христос въезжал в Иерусалим. Этот возглас взят из 117-го псалма (26-й стих), который пелся по большим праздникам и исполнялся иудеями как молитва, в которой испрашивалось скорейшее пришествие Мессии. Слово «осанна» буквально означает «спаси, мы молим». Это моление о спасении, обращенное к Богу. Как пишет Иероним: «Также и слово “Осанна” очевидно показывает, что пришествие Христово есть спасение не только людей, но и всего мира, соединяющее земное с небесным».
 

Согласно преданию, Христос въехал в Иерусалим Золотыми воротами: они вели сразу на территорию храма. В этом открывается особенный символизм события входа Господня в Иерусалим: Христос торжественно входит в главное для всего иудейского народа сакральное место — в дом Своего Небесного Отца.
В Украине праздник Входа Господня в Иерусалим называется еще Вербным воскресеньем. Пальмы у нас не растут, и верующие идут в церковь с ветвями верб — весной вербы распускаются одни из первых. Во время всенощного бдения священник читает молитвы на освящение верб и окропляет их святой водой. После этого верующие уносят их домой, где вешают в красном углу. Освящают вербы и в сам день праздника, после Литургии.
 

 
ФОМА 
 

comments powered by HyperComments