В Киеве открыли масштабную конференцию об известном украинском подвижнике

0
3
В Киеве открыли масштабную конференцию об известном украинском подвижнике

Более 50 светских и церковных ученых из 13 стран собрались на I Международную научную конференцию «Киевские Паисиевские чтения», которая открылась сегодня в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре. Форум посвящен 295-летию со дня рождения преподобного Паисия Величковского, чью память Церковь празднует 28 ноября.

Пленарное заседание открыл Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

 

«Как известно, монашество — это соль Церкви. По состоянию монашества можно судить о духовно-нравственном состоянии народа. Так вот прп. Паисий своими молитвами, подвигами и трудами с новой силой вдохнул в наше отеческое монашество огонь аскетической ревности и молитвы. Молитвы сердечной, внутренней. Он оживил дух древних отцов-исихастов через переводы святоотеческих текстов, через возрождение непрестанного делания Иисусовой молитвы, через любовь к аскетизму, соединенному с литературной и просветительской деятельностью на ниве духовной», — сказал, обратившись к участникам форума, Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

 

По его словам, главным делом жизни святого Паисия было возрождение православной школы старчества. «И великие старцы Оптиной пустыни и Валаама, и Глинской пустыни, и многих других обителей в Украине, России, Румынии, Молдове, Болгарии, Сербии, Греции, да и на самой Святой Горе Афон, — это все плоды Паисиевской школы», — сказал Его Блаженство.

 

 

К слову, под влиянием учеников старца (сам он, в молодости покинув родину, более в неё не возвращался) во всей Восточной Европе значительно возросло число монастырей. Если в 1810 г. их насчитывалось 452, то в 1914 г. — 1025. Кроме того, его наследие послужило сильным подспорьем для укрепления женского монашества. Созданный святым славянский перевод «Добротолюбия» стал основой для изданий «духовной энциклопедии» на русском и, начиная с середины ХХ века, множестве европейских языков.

По словам участвовавшего в подготовке английского издания «Добротолюбия» митрополита Диоклийского Каллиста (Оксфорд, Великобритания), именно благодаря преподобному Паисию Величковскому народ отвратился от религиозных и псевдорелигиозных западных течений и вновь повернулся лицом к истинным духовным истокам Православия, «как в богословии, так и в духовности православие освободилось, наконец, от слепого подражания Западу».

Память об уроженце Полтавы, потомке казацких священников, студенте Киевской духовной академии хранят в разных уголках мира, где он бывал при жизни. Так, в Драгомирнском монастыре Сошествия Святого Духа (Румыния) — первой обители, где святой Паисий был настоятелем после вынужденного ухода со Святой Горы и где было издано «Добротолюбие» на разговорном языке, — в музее монастыря оборудован выставочный зал, посвященный преподобному. В нем собраны предметы, подаренные монастырю при его содействии. Среди них — автопортрет святого Паисия. У входа в музей стоит колокол «Запорожанин» времен святого Паисия, снятый с колокольни в 2015 году. Кимвал был отлит стараниями преподобного на средства, полученные от Запорожского войска.

 

 

В Молдавской и Буковинской митрополии (Румынская Православная Церковь) издается серия книг с трудами святого Паисия и его учеников «Паисиевская библиотека». В своем приветственном слове Архиепископ Ясский, Митрополит Молдовы и Буковины Феофан поблагодарил директора Международного института афонского наследия и организатор конференции Сергея Шумило за содействие в выпуске серии.

 

Преподобный Паисий, который хоть и недолго, но учился в Киевской духовной академии, входит в собор святых духовной школы. Молодой Петр Величковский хоть и не долго учился в академии, но именно здесь получил необходимую для дальнейшей деятельности «базу» знаний и навыков. «Именно здесь он освоил языки и проявил первые навыки перевода. Уже в младших классах академии он приобщился к особой, гуманистической культуре, влияние которой чувствуется в его трудах», — указал в своем приветственном слове ректор КДАиС митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.

 

Как отметил наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, преподобный Паисий, пройдя путь к святости, «не мог молчать о том, что испытал в жизни, он не мог не поделиться со своими современниками и с будущими поколениями благодатными переживаниями», и «оставил нам богатейшую сокровищницу, которая подтверждает истинность древней традиции монашеского делания».

 

 

Игумен Свято-Пантелеимонова афонского монастыря священноархимандрит Евлогий в своем приветственном слове также подчеркнул важность чтения трудов святых отцов. «Величайшая заслуга преподобного Паисия состоит в том, что он сформулировал принцип самовосстановления и возрождения святоотеческих традиций в случае их пресечения. Если по какой-то причине не станет духоносных наставников, то восстановить духовную традицию можно с помощью наследия великих подвижников и наставников духовного делания, содержащегося в их творениях. Книги являются носителями духовного опыта прежде бывших отцов, и в случае крайней необходимости они могут в некотором смысле заменить одушевленных наставников собранными в них советами», — отметил отец Евлогий.

 

При этом наследие святого Паисия полезно не только монахам, напомнила преподаватель Оксфордского университета, секретарь Православной ассоциации богословских школ, монахиня Ставропигиального монастыря Св. Иоанна Предтечи в Эссексе, Англия (Константинопольский Патриархат) матушка Серафима (Константиновская). По её словам, святой Паисий «современен и отражает нужды и стремления всего православного мира», «его учение доступно и монаху, и премьер-министру, и домохозяйке» и способно всех вести ко спасению.

 

«Что особенно важно и ценно для нас из наследия святого старца Паисия? Во-первых, его великие труды по переводу и распространению учения “Добротолюбия” о духовном возрождении личности через следование заповедям Господа. Во-вторых, его учение и практика молитвы Иисусовой, — рассказала она журналистам. — Когда преподобный Паисий только образовывал свою братию на Святой Горе, из-за большого количества трудов и тяжелых работ монахи не могли иметь полный круг церковного богослужения. Поэтому они практиковали богослужение, основанное на церковном чтении Иисусовой молитвы — когда братия по очереди произносит в храме эту молитву, а остальные внимают. Эту практику переняли некоторые подвижники на Афоне, в частности основатель нашего монастыря, отец Софроний из Свято-Панетелеимонова святогорского монастыря. И часто богослужения, которые проходят в нашей обители, следуют образцу, который нам дал святой Паисий Величковский».

 

Святого почитают во многих странах мира, и не только православные. «В англоязычном мире всё больше людей узнает об учении старца Паисия — учении об исихазме, вмещенное в книгу “Добротолюбие”», — рассказала монахиня.

 

 

«Благодаря трудам святого Паисия были возрождены традиции православного старчества, которые стали толчком к процессам нашего духовно-культурного возрождения в ХIХ веке», — сказал журналистам директор МИАН, организатор форума Сергей Шумило. По его словам, и после прибытия на Святую Гору Афон преподобный не прервал связи с родиной. В завершение пленарного заседания Сергей Шумило представил издания, выпущенные институтом совместно с Украинской Православной Церковью. Среди них — «Преподобный Паисий Величковский. “Повесть про святой собор” и малоизвестные письма» и «Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь», где опубликована переписка святого с праведным Петром Калнышевским.

Конференция продолжится 28 ноября. По её итогам будет издан сборник материалов.

 

 

 

Напомним, в рамках «Киевских Паисиевских чтений» 25 ноября в столицу впервые были привезены ковчег с частицей мощей и посох преподобного Паисия Величковского. Святыни пробудут в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры (над Ближними пещерами) по 29 ноября. Завтра, в день памяти святого, в этом храме состоится архиерейская Литургия (начало в 6.30).

 

comments powered by HyperComments