Учиться, чтобы знать свою веру

0
263

В умении говорить полезную правду нет равных любящему другу ираздраженному врагу… И тот, и другой, по разным причинам, но с одинаковойгорячностью указывают на то, в чем есть недостаток. Обратимся же зауроком к Юлиану Отступнику. Обратимся не как к любящему другу, но как кумному и сильному врагу, превзошедшему многих коварством.

Протоиерей Андрей Ткачев

«Пусть галилеяне толкуют в своих церквах Матфея и Марка, но не трогают нашикниги и наших мудрецов», – в таком духе говорил Юлиан, отказывая христианам вправе учиться философии, риторике, поэзии и преподавать эти дисциплины.Ревность пожирала внутренности царя, когда он видел христианских учителей,овладевших внешним знанием и обративших это знание на пользу евангельскойпроповеди.

«Злонамеренно, по произволутолковал он именование, будтобы эллинская словесностьпринадлежит язычеству, а неязыку». Так говорит в первомслове против Юлиана св.Григорий Богослов. Царь«запрещал нам образоваться вслове, как будто такое нашеобразование было похищениемчужого добра. Но сие значилото же, как если бы не дозволятьнам всех искусств, какиеизобретены у греков». Тогда иплугом, и корабельнымкормилом, и охотничьим лукомбыло бы запрещенопользоваться учениками Слова.
Важность сказанного святымотцом выходит далеко за рамкиисторического фактажа.
Есть немало Юлианов мелких ипокрупнее, лишенных царскоговенца, но не лишенныхжелания видеть наши собраниясплошь состоящими из невежд.Бабушки да дети, по мнению Юлианов, достойны галилейской проповеди, им,дескать, и нужно объяснять Луку с Иоанном, да Марка с Матфеем. Элитарностьязычества с тайными знаниями и собраниями – противовес вере, не менеестрашный, чем открытые гонения.

***

«Как могли христиане обольстить Паскаля?», – удивлялся Ницше, имея в видунепостижимость победы «веры рыбаков и пастухов» над мощнейшим иизысканнейшим умом ученого. Подобные горькие вопли оглашают историю так же, как стоны нимф: «Умер великий Пан!», оглашали густые и непроходимые чащиязычества после Воскресения Христова.
В том-то и чудо, что у ног Христовых находят покой не только беглые рабы илиуниженные вдовы, но и превосходно ученые мужи, испытавшие глубиныпремудрости. Когда Василий Великий посылал письмо Ливанию, то этот всемирнославный ритор созывал ученых друзей и хвастался, что Василий удостоил егочестью переписки. Сами письма при этом читались вслух и с нескрываемымнаслаждением.
Все отцы-каппадокийцы были влюблены в знание, в широту и глубину, и если бы неэта любовь, не знала бы Церковь чистоты догматов.
Именно эта универсальность проповеди о Христе, ее глубина и Божественнаяприспосабливаемость к качеству сердец слушателей так злила и продолжает злитьврагов христианского просвещения. Они согласны позволить слушать утреню АринеРодионовне, лишь бы Александр Сергеевич навсегда ограничился Мольером илиШенье в оригинале. Ан, нет. Как вода себе дорогу сыщет, так и слово Божиенайдет тайные пути к сердцам вдумчивым. Гораздо опаснее могут быть враги снашими знаками отличия на форме.

***

«Сокровища языка принадлежат всем», – вот мысль святого Григория. Нам нужноэту мысль усвоить. Гомер жил до Христа, а Тургенев или Толстой, дерзнемвысказаться, жили не столько «после», сколько вне Христа. Да и многие(большинство) жили, не посвящая жизни Господу, хотя Господь и недалек отвсякого. Но это не значит, что Гомера уже читать поздно, а Тургенева с Толстым –вредно. Вовсе нет. И не нужно изобретать православную таблицу умножения по тойпричине, что ее изобретатели не ходили в храм. Таблица умножения, как имузыкальная гамма, не изобретаются, а открываются, и затем уже этимиоткрытиями пользуются все.
«Лучшее из прошлогопринадлежит не вам одним, новсем, открывшим слух кзнанию», – говорил Григорийязычникам. В том же духевысказывался и Василий. Еслинаходился у язычников острыйна язык Цельс, то находился уЦеркви не менее острый вответах Ориген. Появлялисьгностики, вроде Валентина иМаркиона – выходил вперед иТертуллиан. Образованныезащитники новой веры небежали от доводов староймудрости и не скрывались отвопросов, но смело предлагалисвои доводы и давали ответы. Так у язычников родилосьстойкое и похвальное дляЦеркви убеждение, чтохристиан можно мучить, нонельзя презирать.
Как бы нам не докатиться вконце истории до такогосостояния, при котором нас,наоборот, будут скорее презирать, нежели мучить.

***

«Толкуйте слова своих рыбаков-проповедников», – говорили древние враги, – «а внашу мудрость не лезьте».
«Читайте только Евангелие, а больше ничего не читайте», – говорят сегодня те, ктомнится быть другом Церкви, и влюблен в некую простоту, которой толком никто невидал. Любители мечты, не понимают они, что величие Евангелия не затемняется, а лишь подчеркивается культурным многообразием, на фоне которого оно сияет.
Идите направо или налево; поднимайтесь в гору или сходите в долины;погружайтесь в историю или дерзайте заглянуть в будущее, вы всюду будетепоражены соедининеием силы и простоты, знания и смирения в тонкой книжечкеНового Завета.
Но отберите у Василия афинское училище; не дайте Григорию книг и письменныхпринадлежностей; запретите Григорию Нисскому преподавать риторику, аблаженному Августину – читать Цицерона, и вы добьетесь целей ЮлианаОтступника. Тот мало правил, но много навредил. Тот рубил под корень и намелочи не разменивался. И дело вождя не умирает со смертью самого вождя,оказывается, не только в случае с господином Ульяновым.
Те, кто должен (якобы) читать только Евангелие, на практике не читают ничеговообще. (Есть в этой лени к «чтению вообще» много родственного к отвращению отЕвангелия) Им еще на стадии семинарской учебы уже бывает скучно учиться.Потом пастве их самих будет скучно слушать. А потом нам в сотый раз выставятупрек в том, что вера наша слишком проста и предназначена только темнымпростолюдинам, и мы в сотый раз не найдемся, что ответить.

***

Чудом или словом покорять сердца слушающих? Словом.
Слово это пар или меч? Меч.
Можно ли владеть мечом, не учась? Нет.
Так каким же образом мы достигнем того, чего требует Христос, не учась, и непонимая самой необходимости тщательного обучения?
Заметим еще, что пока длится наше собственное непонимание, со стороны никогдане отдыхающего врага все очень ясно и понятно. Ему на руку отсутствие даже нагоризонте Василиев и Григориев. Ему на руку любое невежество среди христиан, и нет разницы, как оно появится: от Юлианова ли указа или от ложных фантазий натемы благочестия. 

comments powered by HyperComments