Создавать ли вновь семью после смерти второй половинки?

0
3
Создавать ли вновь семью после смерти второй половинки?

После смерти супруга/и что лучше для человека — вновь создать семью или сосредоточиться на «вымаливании» усопшего? Как понять? 6 февраля — день памяти блаженной Ксении, которая, овдовев, полностью посвятила себя Богу и молитве об умершем муже. На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил председатель Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам протоиерей Владислав Диханов.

– Для верующего человека здесь вопросов не очень много, потому что он в своей жизни всегда руководствуется Священным Писанием. То, что Церковь уже в 2000-летней истории несет, для него основа основ.

Апостол Павел в 7-й главе Первого послания к Коринфянам писал: «Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». И дальше: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Поскольку мы знаем, что у самого святого Павла не было жены, то понимаем, что он имел в виду — «хорошо им оставаться в состоянии безбрачном».

Это не заповедь, не повеление, а, как отмечает сам апостол, совет. Думаю, его слова предельно ясны. Всё зависит от человека — его меры доверия Богу, меры желания стремиться жить по слову Священного Писания.

Конечно, если человек руководствуется не духовными соображениями, то, возможно, ему будет трудно преодолеть позывы плоти. Учитывая это, апостол Павел продолжил: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, … и мужу не оставлять жены своей».

К сожалению, мы часто мыслим земной союз только как союз плоти, а ведь это в первую очередь духовное единство. В Ветхом Завете мы действительно читаем: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2:24). Но в Новом Завете раскрывается глубина этих слов. Из него мы знаем, что этот союз отмечается Богом. И для верующих людей, последователей Христа, брачный союз становится началом шествия в Царство Небесное. Не зря же Священное Писание называет семью малой церковью. А Церковь — в первую очередь образование духовное.

Если же есть какие-то сомнения насчет того, как поступить, то они, скорее всего, связаны не с непониманием, какой путь выбрать, а с неуверенностью в самом себе, в том, сможешь ли следовать совету апостола, готов ли к долгому воздержанию.

Вообще сам принцип воздержания ради того, чтобы духовно окрепнуть, должен культивироваться в семьях, во взаимоотношениях между супругами. Мы сейчас стоим «на пороге» Великого поста. Но насколько мы духовно и телесно готовы следовать посту? Насколько мы в своих семьях воздерживаемся?

Если же человек этого не культивировал, он, овдовев, не воспримет указания о том, что стоит оставаться, как есть. Для него лучше найти себе единодушного человека и — не ради блуда, а ради поддержания друг друга в семейной жизни — вступить в брак.

В конце концов, у верующих есть хорошая возможность посоветоваться с духовником. И, несомненно, поможет молитва, поскольку ищущему человеку Господь всегда укажет путь. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

 

comments powered by HyperComments