При Кафедральном соборе УПЦ рассказали об истории украинской иконы и открыли уникальную выставку

0
16
При Кафедральном соборе УПЦ рассказали об истории украинской иконы и открыли уникальную выставку

107 икон Божией Матери, молитва и познавательные рассказы об иконографии. 5 марта в галерее «Соборная» духовно-просветительского центра Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова открыли Дни украинской иконы, приуроченные празднику Торжества Православия.

Организаторы — основатели благотворительного проекта «Наша Лепта» и сотрудники центра — разместили в одном зале стенды со списками 107-ми чудотворных и местночтимых икон Божией Матери со всех областей Украины. Уникальная экспозиция «Украина – дом Пресвятой Богородицы» уже побывала на множестве приходов столицы.

 

Мероприятие началось с молебна о мире в Украине, во время богослужения пел детский хор киевского храма в честь бессребреников Космы и Дамиана «Радуйся». Затем дети исполнили несколько посвященных Богородице песнопении. Завершилось краткое выступление православным гимном «Вера вечна, вера славна…».

 

 

Как отметил один из организаторов мероприятия протоиерей Владимир Косточка, все собранные на выставке иконы напрямую связаны с историей Православия в Украине. «После трудов первой недели поста душа просит праздника, и в связи с воскресеньем Торжества Православия, когда вспоминаются православные традиции, особенно традиции иконопочитания, мы проводим Дни украинской иконы», — отец Владимир.

 

Также ко всем обратился руководитель центра протоиерей Павел Белый. Он, в частности, напомнил смысл иконопочитания, с которым более тысячи лет назад боролись гонители христиан, — о том, что молящийся перед иконой обращается не к доске и краскам, а к первообразу, подобно как целующий фотографию любимого человека выражает свои чувства не к бумаге, а к изображенному на снимке. «Я всем нам желаю благоговейного отношения к Православию, нашей принадлежности к нему», — заключил отец Павел.

 

 

После короткого перерыва начались выступления специалистов по иконографии.

 

Первым иконописцем – уроженцем наших земель можно по праву считать преподобного Алипия Печерского, который был учеником пришедших расписывать Великую церковь (Успенский собор) Киево-Печерской Лавры греков. По словам напомнившего историю зарождения иконографии на территории современной Украины иконописца, настоятеля киевского храма в честь святителя Григория Богослова (на Соломенке) протоиерея Сергия Головакина, святой Алипий перенял у них строгий византийский стиль, которому учил и своих последователей (история сохранила имя лишь одного — преподобного Григория Печерского).

 

Так что византийская традиция иконописи на наших землях берет начало в Киево-Печерской Лавре. «Сейчас множество иконописцев приступают к этому великому делу… Будем надеяться, что Господь и в наше время пошлет великих подвижников и иконописцев, которые будут, как инструмент, направлять человеческие души к миру не земному, а к горнему, небесному», — сказал отец Сергий.

 

По словам начальника научно-исследовательского отдела изучения художественного наследия Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника Алины Кондратюк, большинство из дошедших до сегодня и хранящихся в Украине икон (не фресок) — образа с Волыни и Галичины XV−XVII веков. При этом самая старинная из сохранившихся, единственный в Украине лик домонгольского периода — икона Божией Матери «Холмская» (принадлежит фонду музея Волынской иконы в Луцке).

 


«Мы придерживаемся тезиса, что развитие иконописи происходило синхронно, какие-то тенденции были общими для всей нашей земли», — сказала ученый.

 

Иконописцы долго держались византийской традиции, но со временем украинская икона приобретает особые черты. По словам специалиста, характерной особенностью развития иконописи на украинских землях было то, что «наряду с профессионалами работали народные мастера». Иллюстрируя доклад изображениями на проекторе, Алина рассказала об иконах украинского барокко (XVІ–XVІII вв.).

 

Черты икон этого периода — народные типажи ликов, наличие у изображенных фигур не характерных для византийской иконы живых, возможно даже театральных поз и жестов, пышность одежд, яркие краски. Большее место на иконах начинает занимать пейзаж и детально прорисованный натюрморт. Народные иконописцы стараются передать особенности своей эпохи, так что по иконам «можно изучать быт, архитектуру разных периодов».

На иконах часто изображают ктиторов (благотворителей) храма или монастыря. Чаще всего — на иконах Покрова Богородицы или Распятия Христова, они без нимбов, стоят несколько в стороне от ликов святых.

Иконы просты для восприятия и при этом заключают глубокое богословие. Например, тема Евхаристии на одной из росписей Свято-Троицкой Надвратной церкви Лавры раскрывается через библейский сюжет о встрече Авраама с первосвященником Мелхиседеком, давшим ему хлеб и вино. Много места на иконе может занимать текст, объясняющий, например, смысл Литургии.

 

В числе украинских икон и уникальные для Православия сюжеты — например, Рождество Христово с генеалогическим древом Спасителя.

Старший научный сотрудник заповедника, куратор действующей сейчас в Успенском соборе Лавры выставки «Благословение Святой Горы Афон» Елена Лопухина рассказала об известном киевском художнике-иконописце Иване Ижакевиче, жившем в недавнюю иконоборческую эпоху — в ХХ веке. В частности — его росписям в Свято-Покровском храме на Приорке.

 

 

После выступлений специалистов желающие могли задавать докладчикам вопросы.

 

По словам отца Сергия, написание иконы невозможно без радости. «Нельзя писать в суете, когда ты расстроен, в печали. Важно, чтобы ты находился в молитве, на душе было радостно, то есть чтоб было общение с Богом Вседержителем», — сказал священник-иконописец. Сложнее всего, по его словам, писать Голгофу.

 

***
Дни украинской иконы продлятся по 8 марта, желающим (если таковых более пяти человек) могут провести по выставке экскурсию. В среду в галерее состоится мастер-класс для детей «Будущий иконописец».

 

 

 

comments powered by HyperComments