Предпостное Евангелие

0
6

Преподаватель воскресной школы Михаил Зеленый рассматривает евангельское чтение Прощеного воскресенья через призму других мест Писания.
Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14-21
14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 
16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 
19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Меня всегда несколько огорчало, что по богослужебному уставу на вечерне с чином прощения в Неделю Сыропустную не положено чтение паремии: в качестве напутствия на начинающийся Пост там бы идеально подошло чтение 58-й главы пророка Исаии.
Книга пророка Исайи, глава 58, стихи 1-11
1Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. 2Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
5Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. 8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. 9Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; 11и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
Оно прекрасно гармонирует с евангельским чтением этого дня.
Пророческое «вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» не то же ли самое, что и евангельское «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»? Евангельское «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» не о том же ли самом говорит, что и пророческое «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо … тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда»? А слова «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» не имеют ли своим логическим следствием «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры…»?
Это было бы, можно сказать, хрестоматийное согласие Ветхого и Нового Заветов, и жаль, что составители Устава прошли мимо него и оставили эту замечательную вечерню без столь назидательного чтения и вообще без паремии. Возможно, правда, это связано с тем, что в Византии эта вечерня не имела того значения, которое оно приобрело в традиции русского благочестия XIX–XXI вв. В результате 58-я глава Исаии звучит-таки за великопостным богослужением, но в качестве рядового чтения на такой сравнительно малозначительной и уж во всяком случае малопосещаемой службе, как среда 6-й седмицы, когда и Пост, можно сказать, уже заканчивается. А будь оно положено на вечерне Прощеного Воскресенья, то хорошо «задавало бы тон» начинающемуся посту.
Но, разумеется, не только со словами пророка гармонирует это евангельское чтение: смысл знаменитых слов о собирании сокровищ на небе, как мне представляется, становится прозрачнее, если мы обратимся к 1-му Посланию Петра.
1-е Послание Петра 1:3–5
3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
Сопоставление евангельских и апостольских стихов наводит на мысль, что «сокровище на небесах» и «наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах» – это, по всей видимости, что-то близкое, если не вообще одно и то же. И тут нельзя не вспомнить других слов из того же Евангелия: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). Вот оно – хранимое на небесах наследство: это ни что иное, как Царство, уготованное тем, кого, по словам другого Первоверховного Апостола, Отец избрал во прежде создания мира для святости и непорочности в любви.
Вот он – способ накопить сокровища на небесах, который был хорошо известен задолго до Христа: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притчи 19:17) и о котором говорится все в том же отрывке из книги пророка Исайи: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». И воздаянием этим становятся не только различные дары от Бога в веке нынешнем (во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои — Ис.58:11) и даже не просто наследие благ века будущего, а преображение в образ Божий: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3:18), ибо «мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3:2), а подобие это – прежде всего в том, что Он есть Любовь. Думается мне, что всё сказанное имеет отнюдь не последнее отношение тому, как проводить начинающийся Пост.
Запись Предпостное Евангелие впервые появилась Блог Предание.ру.

comments powered by HyperComments