Первосвященническая молитва Христа (Ин.17)

0
7

Эта дерзновенная попытка стихотворного размышления над Первосвященнической молитвой Господа вдохновлена удивительной книгой Жана Ванье «Войти в Тайну: Размышления о Евангелии от Иоанна», которая также написана в форме белого стиха. Многие темы и мысли взяты оттуда, другие – из творений древних и новых святых, так что у данного «опыта» — коллективное авторство.
 
Молитва Господа об апостолах и о Церкви (Иоанн 17: 1 — 26). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
 
 Отче! Пришел час.
Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. –
Слава Отца – это Его Сын, а слава Сына – Отец;
Они «гордятся» Друг Другом,
совершенно забывая Каждый о Себе,
если только можно говорить об этих тайнах человеческим языком.
Похвала Отцу – такой Сын,
Который идет спасти человека путем самоотдачи,
через Свою Кровь и Плоть,
пролитую и «разломленную» за нас, ставшую Хлебом –
Бог стал маленьким кусочком у меня во рту…
И вот теперь Сын просит у Отца прославить Его
как Человека
И в Его лице прославить и обожить
всю человеческую природу.
Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью,
Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную,
«да узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис.40:5; Лк.3:6).
Каждый из нас призван к спасению,
Вечной жизни –
Руки Христа открыты.
Они простерлись на Кресте, чтобы объять всю тварь –
руки Человека, Одного из нас –
чтобы и мы так же обнимали духом всякого ближнего и дальнего.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога
И посланного Тобою Иисуса Христа.
Это простая истина, но понять ее не так просто:
Знать Бога, знать Его лично, но не только –
Быть в единстве со своими братьями и сестрами, быть в Церкви,
«в общении святых», чтобы через это общение открывался Христос.
Он Сам будет молить об этом Отца
Чуть дальше. Мы знаем Бога
Не только как Абсолют, как непостижимый Океан Бесконечного, —
мы знаем Его человеческий Лик – Иисуса.
И вот Иисус молит, чтобы мы увидели Его славу, а в ней –
Прекрасный замысел о каждом из нас.
Чтобы жизнь вечная перетекала от Него к нам,
Как сок течет от ствола к ветвям и гроздьям (Ин.15:5-6).
Жизнь вечная – это знать Иисуса,
А знать Его – значит непрестанно глядеть на Него,
Созерцать Его, прилепляться к Нему
В сердечном безмолвии, в молитве,
А также видеть Его во всем творении
И особенно в человеке – каждом встречном.
Отцы пустыни говорили: «кто видел брата своего – тот видел Бога своего»,
Они постигли тайну Христову,
Обитающую во всяком ближнем.
Но это возможно только через чистоту сердца,
Постоянную молитву, постоянный труд
Возделывания своего сердца
И служения ближнему.
Я прославил Тебя на земле, совершил дело,
которое Ты поручил Мне исполнить.
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою,
Которую Я имел у Тебя прежде бытия мира –
славой Крестною. Преподобный Максим Исповедник
говорит, что кто познал таинство Креста – узнал все тайны,
принцип, по которому устроен мир[1]
и кенотическое бытие Святой Троицы.
Мы не можем понять этого, не можем говорить об этом,
И лишь с удивлением слышим это страшное слово:
«любовь Отца – распинающая,
любовь Сына – распинаемая,
любовь Духа – торжествующая славою Крестною»[2].
Ученики, как и мы, не могут вместить все это,
Превосходящее их способность понести –
И когда Иисус в Гефсимании будет молиться до кровавого пота –
Они заснут тяжелым дурманящим сном.
Но тем не менее, Иисус рад:
Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира…
Открыть Имя – значит предоставить доступ
В тайные уголки самого существа носителя имени.
Поэтому ни Иаков, ни Моисей еще не могли познать подлинное Имя Бога – они бы сгорели в Огне Божества – еще не было Иисуса,
Который вводит нас в тайну сердца Отца
Через Свой Крест, через Свои Плоть и Кровь, являя:
«так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,
Дабы всякий верующий в Него
Не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Это самая суть любви Отца…
И затем Иисус уверяет:
Все мы были «в мысли Отца»[3],
Как писал мученик Игнатий Богоносец.
…они были Твои, и Ты дал их Мне,
И они сохранили слово Твое.
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им…
Обратим внимание: Иисус говорит только те слова, которые слышал у Отца,
И творит только то, что видел Отца творящим (Ин.5:19).
Так и совершенные  ученики Христа
«ничего не говорят от себя,
Они говорят только то, что дает им Дух» —
по словам одного из них[4].
Нам нужно стремиться слышать
Таинственные глаголы Святого Духа, нашего Утешителя,
безгласно произносимые в душе
и ходить по Его словам,
ибо так совершится слава Иисуса в нас.
О таких людях и молится Иисус –
О тех, кто приняли, и уразумели истинно, что Я изшел от Тебя,
И уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю,
Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне,
Потому что они Твои.
Мы – Его! Какая радость это знать,
Особенно в скорбях, которые лишь доказывают,
Что и мы тоже несем Его крест,
Причащаемся ему.
Мы можем смело говорить: «Твой есмь аз, спаси мя!» (Пс.118) –
Здесь и любовь, и смирение,
И уверенность в Отце, и сознание своего греха
И своей нужды в спасении.
В жизни будущего века
Останется только «твой есмь аз» — больше не будет «спаси мя»,
Потому что «Бог утрет всякую слезу с очей их» (Откр.7:17;21:4).
Но полноту познания и совершенства
Предваряет полнота причастности Кресту –
Большая или меньшая.
«Чем больше любовь, тем больше страданий душе,
Чем горячее любовь, тем пламеннее молитва,
Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь»[5].
Теперь понятно, почему Христос говорит:
И все Мое – Твое, и Твое – Мое; и Я прославился в них.
А ведь Он это говорит об учениках, которым еще только предстоит
Пройти через свой личный крест, прославить Иисуса,
Проповедовать о Нем по всему миру
И запечатлеть свою весть мученической кровью.
Пока же они лишь слушают дух Его слов,
Не понимая их подлинный смысл.
Через несколько часов они разбегутся, жалкие и смятенные,
И оставят Его одного…
А Он говорит – «Я уже прославился в них».
Это надежда для нас.
Христос пророчески зовет каждого из нас в Свою славу.
Он уже видит в каждом полноту совершенства
И Он может нас в нее привести – Он сильнее нашего греха,
Нашей трусости, наших страхов и привязанностей,
Даже нашего противления Ему.
Для Него каждый из нас – единственный, неповторимо прекрасный.
И для Марии, Матери Его
Мы тоже прекрасны,
Как короли и королевы – так Она восхищается нами,
Когда мы молимся и творим дела любви.
Это действительно прекрасное зрелище –
Как радуга, как северное сияние,
Это радость и ликование Господа,
Всех Ангелов и небожителей,
Всех святых – наших друзей,
Которые ждут нас там и болеют за нас.
Но вот Иисус от небесной славы
Переходит мыслью в наше земное существование
С его трудностями и искушениями.
Так всегда бывает, если духовность подлинная –
Иисус сходит с Фавора и встречает одержимого мальчика-эпилептика
И убитого горем отца… (Мк.9:17-18)
Святой молится – и потом идет делать дела любви,
Чистить картошку, помочь инвалиду, —
Так мать Тереза чистила туалеты,
«для экзорцизма», как она говорила –
Чтобы изгнать из себя всякий дух гордости,
самодовольства и превозношения.
Итак:
Я уже не в мире, но они в мире,
А Я к Тебе иду. Отче Святой! Соблюди их во Имя Твое,
Тех, которых Ты Мне дал,
Чтобы они были едино,
Как и Мы.
Когда Я был с ними в мире,
Я соблюдал их во Имя Твое;
Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил
И никто из них не погиб, кроме сына погибели,
Да сбудется Писание.
Иисус соблюл всех Своих – кроме тех,
Кто сами выбрали стать сынами погибели –
Безумная и трагическая судьба…
Когда ученики были с Иисусом,
Он Сам был их единством,
Их любовью,
Их братским единением.
И все это росло в них постепенно, через конфликты и трудности (Мк.10:41).
Теперь же Иисус оставляет учеников,
И единство должно поддерживаться чем-то другим…
Кем-то Другим – Духом-Утешителем,
Который действует во взаимной любви христиан[6].
Именно поэтому, чтобы открыть Духу вход,
Чтобы дать Ему действовать
И подготовить к этому учеников –
Иисус молится:
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире,
Чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Радость совершенная исходит только от Духа Святого,
От ликования и общения с Ним,
А радости земные гложут сердце
и пробуждают в нас тоску по небесной отчизне[7]:
суррогат не может заменить подлинное.
Но и в наши человеческие радости
Может прийти и исполнить Господь –
Как Он пришел на брак в Кану Галилейскую.
Я передал им слово Твое
И мир возненавидел их, потому что они не от мира,
Как и Я не от мира.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира.
Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.
Раньше Иисус уже сказал: «вы очищены через слово,
Которое Я проповедал вам» (Ин.15:3).
Слово Божие очищает и озаряет ум
Истинами о Боге, о нас самих
И об отношениях с Ним. Но надо еще,
Чтобы это Слово проникло в сердце
И оттуда освятило «руки и ноги» —
Все наши поступки, все поведение, мысли и слова.
И тогда возможно то, о чем дальше говорит Иисус:
Как Ты послал их в мир, так и Я послал их в мир,
И за них Я посвящаю Себя,
Чтобы и они были освящены истиною.
Христос отдает Себя,
Отдает каждую часть Своего тела на биение, пытки и распятие –
Чтобы все в нас освятилось, омылось Его Кровью –
Буквально все.
Не о них же только молю,
Но и о верующих в Меня по слову их,
Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне,
И Я в Тебе –
Так и они да будут в нас едино, —
Да уверует мир, что Ты послал Меня.
Вот центр Евангельской Вести.
Вот цель нашего существования.
Единство всего со всем, и всех со всеми
Так, как едины Отец и Сын и Святый Дух.
Это единство недостижимо человеческими средствами,
Оно не совершается ни в обществе, ни в группах, ни в структурах,
Даже церковных структурах, ибо все это порождено «землей».
Единство Отца и Сына
Может «зажечь» в нас
Только Дух Святой, Сила единения
Во Святой Троице и во всей вселенной.
Он «священнотайне» действует в душе[8].
Дух – есть Дух единства.
И мы молимся о том,
Чтобы Отец «дал нам Дух откровения к познанию Его» (Еф.1:17)
И Его Тройческого единства,
И Дух молится о том же
Воздыханиями неизреченными (Рим.8:26),
Этими воздыханиями полнится все творение,
Вселенная
И наше сердце, втайне от себя самого.
Ибо все творение ожидает откровения славы сынов Божиих (Рим.8:19),
То есть тех, кто через следование Христу
Приведет в единство все существующее
К эсхатологическому пиру Царствия.
То, что не смог совершить Адам,
Миссия, от которой он отпал через грех –
Она теперь совершается в нас Христом, в Духе Святом
По благоволению и любви Отца.
Апостол Павел умоляет: «примиритесь с Богом» (2Кор.5:20),
Говорит о служении примирения,
Возложенном на учеников Христа.
Для единства необходимо примирение.
Быть может, особенно остро это ощущается сейчас,
Когда мир разорван войнами и социальными конфликтами.
Но мир не приходит иначе, как от Бога –
Это внутреннее состояние. Сначала нужно умириться сердцем,
И тогда мир сам будет распространяться вокруг нас:
«примирись с собою, и примирятся с тобой небо и земля»[9].
Всегда есть искушение
Подменить действие Бога человеческими средствами.
Если бы они приводили к миру, Христос бы не молился Отцу
Столь напряженной и заветной молитвой, звучащей как завещание,
Но направленной в вечность, в эсхатологическое «ныне».
Только если между учениками Христа будет единство,
Мир уверует, «что Ты послал Меня».
На нас огромная ответственность…
Люди должны увидеть в нас новое качество жизни, новые отношения.
Но это все останется громкими словами,
Если мы не будем ежедневно примиряться с родными, прощать обиды,
Открывать сердце тому, кто рядом с нами,
Его проблемам и нуждам,
Его «крику», его израненности,
Его красоте и его радости…
И обретать единство с самими собой в глубокой молитве,
Познавая в ней Того, Кто есть единство.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им:
Да будут едино, как мы едино.
Единство – высшая слава для Бога и Его сынов и дочерей,
Высшее осуществление человеческого призвания.
Св. Ириней Лионский писал, что «слава Божия – человек живущий,
А жизнь человека – это видеть Бога»[10].
Можно прибавить, что это еще и человек «единый»
Со своим ближним и с Богом,
Со всем творением,
Ибо только в этом Жизнь,
Когда мы познаем Его и друг друга
Подобно тому, как сами познаны (1Кор.13:12).
Мы становимся едиными друг с другом,
Вкушаем чуть-чуть от этого единства,
Когда видим очами сердца
Триединого Бога,
Отца, Сына и Святого Духа
И то, как Они любят Друг Друга.
Видеть это, созерцать это, ликовать об этом –
И будет блаженством будущего века.
Потому-то Иисус молится об этом для нас:
Он хочет, чтобы мы были счастливы…
Чтобы мы видели друг друга…
Видели славу друг друга.
Отсюда слово «ликование»: видеть лик брата или сестры,
Озаренный Божественным Светом.
Нет большей радости.
…Брачный пир Агнца (Откр.19:7) – это причастие
Всех – Христу и друг другу,
Диалог каждого с каждым[11],
Единение каждого со всеми
В Боге.
Но для этого придется учиться видеть славу в уничижении,
Победу – в поражении,
Красоту – где, кажется, нет ни вида, ни величия (Ис.53:2),
Христа – в инвалиде, алкоголике,
Проститутке, наркомане[12]
И, что, может быть, еще сложнее –
В глубинах собственной израненной
И даже изуродованной души,
Которую Он – видит прекрасной и совершенной…
Там, где никто ни на кого не похож[13],
Где обитает нетленная Красота Его творения.
Я в них, и Ты во Мне;
Да будут совершены воедино, и да познает мир,
Что Ты послал Меня и возлюбил их,
Как возлюбил Меня.
«Совершены воедино»: единство требует роста
Вопреки нашим страхам и неуверенности,
Защитам, которыми мы закрываем нашу хрупкость,
Вопреки греху, наконец,
Который вносит сплошные «расколы» и «ереси»,
Когда каждый отгораживается от другого
единственно «правильной» позицией.
Действием Бога, Его благодати
Все это исцеляется.
Через взаимообмен дарами
И действие в свою меру каждого члена
Согласно своему призванию –
Церковь получает приращение
для созидания самой себя в любви и единстве (ср. Еф.4:16).
Отче! Которых Ты дал Мне,
Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною,
Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне,
Потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Единство приводит «туда, где Он»: к славе
Ликующего, искрящегося, бесконечного и живого,
Никогда не прекращающегося
Общения Отца и Сына.
Войти в Их общение… вот наше наследие (ср.Еф.1:11,18).
Стоять там рядом с Иисусом
Как Его младшие братья и сестры,
Которых Он возвысил до Себя
И на которых Отец смотрит любящим взором –
Как на усыновленных и удочеренных
Жертвой Христовой,
И действием Святого Духа
Приведенных в единство.
Отче праведный! И мир Тебя не познал,
А Я познал Тебя, и сии познали,
Что Ты послал Меня – познали через свое единство,
В котором открывается любовь Отца и Сына.
И Я открыл им Имя Твое и еще открою,
Да любовь,
Которою Ты возлюбил Меня,
В них будет, и Я в них.
Нам нужно еще и еще познавать Его Имя,
То есть Его Самого и то, какова Его любовь.
Иисус обещает нам открывать ее больше и больше,
Чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви
Могли постигнуть со всеми святыми,
Что широта и долгота, и глубина и высота (четыре перекладины Креста)
И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову,
Дабы нам исполниться всею полнотою Божиею (Еф.3:18-19).
Это больше, чем мы можем себе представить (ср.Еф.3:20),
Он сделает это,
Но нам нужно Его попросить…
Молиться, молиться и молиться…
Дух молитвы – это дух единства,
А действуя и рассуждая внешне,
Мы ничего не решим.
Господи! Созидай в нас единство,
И дай нам понимание Твоей Молитвы…
Чтобы она вошла в нашу плоть и кровь,
В сердце и разум…
Будем повторять Его Имя,
Имя Иисуса,
Чтобы через Него познать Отца и Сына…
Господи Иисусе Христе Боже наш,
любви Творче и благим Дателю,
давый нам рабом Твоим любити друг друга, якоже Ты нас возлюби,
да единою любовию уединени суще,
Тебе молимся и хвалу Тебе возсылаем…
яко Ты еси Любы наша,
и Тебе славу возсылаем,
со Безначальным Ти Отцем,
и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь[14].

 

[1] «Познавший таинство Креста и Гроба (Господня) познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие» — Творения прп. Максима Исповендика, Главы о богословии. Сотница 1, 66. http://www.bogoslov.ru/text/2612687.html#_ftn1
[2] Ср.: Свт.Филарет (Дроздов). Слово в Великий Пяток 1816 г. http://www.pravoslavie.ru/34748.html
[3] Ср.: «Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа» (Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам, III: http://predanie.ru/ignatiy-antiohiyskiy-bogonosec-svyaschennomuchenik/book/67544-poslaniya/
[4] Прп.Силуан Афонский. «Совершенные от себя ничего не говорят – они говорят то, что дает им Дух». (Преподобный Силуан Афонский.)
[5] Он же.
[6] Слова А.С.Хомякова: «Церковь есть благодать Святого Духа, подаваемая взаимной любви христиан».
[7] Акафист «Слава Богу за все», кондак 2.
[8] Слова из древнейшего христианского гимна «Свете Тихий», входящего в состав вечерни: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне».
[9] Слова прп. Исаака Сирина. https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/put-bogopoznanija/2
[10] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. IV, 20, 5 и 7.
[11] Виктор (Мамонтов), архим. Молитва как диалог / Господь – Пастырь мой: https://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamontov/gospod-pastyr-moj/3_4
[12] Мать Тереза. Кто для меня Иисус: http://motherteresa.ru/mother-teresa/prayers/who-is-jesus-for-me
[13] Слова из книги брата Роже из Тэзе «Нет большей любви».
[14] Молитва перед целованием мира из Литургии по древнерусскому (дониконовскому) чинопоследованию.
Запись Первосвященническая молитва Христа (Ин.17) впервые появилась Блог Предание.ру.

comments powered by HyperComments