Патриарх Кирилл: Страшный Суд начинается с ежедневного суда совести

0
30
Патриарх Кирилл: Страшный Суд начинается с ежедневного суда совести

Божественный суд действует уже сейчас, потому что Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Об этом сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди 19 февраля, неделю (воскресенье) перед Великим постом, во время которой читается евангельский отрывок о Страшном Суде (Мф. 25:31-46).

«Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека», — сказал Святейший.

 

По его словам, человек способен судить себя сам, делая это по закону своей совести. Очень часто такой суд оказывается самым грозным.

 

«Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: “Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает”», — сказал Первосвятитель.

 

По словам Патриарха Кирилла, суд совести — «самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу».

 

«Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда, — сказал он. — По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни».

 

Как правило мы стараемся оправдывать себя, делаем все, чтобы ослабить суд совести. Но последствием суда должно быть наказание.

 

«Давайте спросим себя — а ведь у каждого была в жизни ситуация, когда мы поступали плохо, — а какое наказание за этот проступок мы на себя возложили? Что мы сделали такого, без всякого принуждения извне, что могло бы искупить наш грех? Господь говорит, что на Суде будут оправданы те, кто накормил голодного, напоил жаждущего, принял странника, одел нагого, посетил больного, пришел к заключенному в темницу, чтобы поддержать его, — напомнил Святейший. — Мы с вами в ответ на голос совести возложили на себя когда-нибудь какое-то наказание? Мы сказали, что этот грех я должен искупить тем, что требует от меня Господь, — накормить, напоить, одеть, навестить, принять? Может быть, кто-то так поступает, но в абсолютном большинстве люди об этом даже не думают».

 

«А что происходит, когда мы этого не делаем? Ведь Господь любит нас и не хочет нашей погибели. Тогда Он нас наказывает, иногда очень сурово. Мы знаем, каким бывает наказание за наши проступки; как то, к чему мы стремились, вдруг оборачивается личным горем. Но мы почти никогда не спрашиваем, почему это с нами произошло, а если спрашиваем, то чаще всего отвечаем: не знаем, за что нам такое горе. А Господь знает — Он хочет, чтобы на Страшном Суде мы были оправданы, и Он проводит нас через скорби в нашей жизни», —сказал Первосвятитель.

 

«Будем же помнить сегодняшние евангельские слова и пронзительные слова Иоанна Златоуста, сказавшего, что суд Божий — в душе человека. Будем совершать суд над самими собой — суд собственной совести. Будем возлагать на себя некие бремена, чтобы искупить нашу вину, о чем также свидетельствует нам совесть. И тогда действительно мы будем иметь надежду, как говорит слово Божие, “на жизнь с избытком” (Ин. 10:10), потому что Божьи слова никогда не бывают всуе», — заключил Патриарх Кирилл.

 

По материалам Патриархии.Ru.

comments powered by HyperComments