Еще до сотворения человека Господь создал удивительный ангельский мир духов, которые непрестанно славят Его Имя и служат замыслам своего Творца. После невидимого мира – был создан мир видимый, и его венец – человек, как существо, соединяющее в себе два измерения – земное и небесное. Священное Писание приводит нам множество случаев, в которых описаны встречи человека с ангелами, архангелами и другими небесными силами. Это общение человечества с миром духов Божиих не прекратилось и никак не уменьшилось в наши дни, просто в своей житейской суете мы сами перестали его замечать.

Что же нам известно об ангелах? Совсем немного, и то только то, что было открыто Богом на страницах Писания или в откровении святым. Само греческое слова «ангел» – означает вестника, глашатая Божественной воли. Невидимый мир не остается пассивно существовать, ангелы всегда готовы служить своему Создателю и деятельно участвуют в борьбе против сил зла и тьмы, за что и именуются небесным воинством, возглавляемое архистратигом Михаилом. Какое количество ангелов населяют невидимый мир? Святой Кирилл Александрийский замечает следующее: «Если наша земля, эта как бы одна точка между мирами, носит на себе такое бесчисленное множество людей и всяких существ, то во сколько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?». Среди небесных жителей есть и определенная иерархия, о чем было возвещено ученику апостола Павла святому Дионисию Ареопагиту. Может возникнуть вопрос, почему у ангелов нет имен, а если и есть – то они отражают только род их служения Богу? Святой Григорий Палама называет ангелов «вторыми светами», как бы отблесками небесного Божественного света. В силу чистоты их природы от всякого греха им не нужны привычные для нас имена, но только такие, которые указывают на их род служения. Как замечает праведный Иоанн Кронштадский: «Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию».

Для нашего восприятия Небесного Света в Таинстве Святого Крещения каждому человека дается его Ангел-Хранитель. Он всегда помогает и оберегает нас от зла, если только мы сами стремимся всем своим существом к добру. Если же наоборот, человек преуспевает только в грехе и постоянном беззаконии – Ангел-хранитель отступает от него. Потому в деле спасения человеку не стоит оставаться в бездействии, уповая только на помощь своего небесного покровителя. Святитель Феофан, затворник Вышенский так пишет об этом: «Когда есть в душе ревность о спасении, непременно Ангел Господень возьмет тебя за нее и будет руководить, а когда нет, за что ему взять тебя? Нет у тебя места для соприкосновения ему с тобою. Ибо сам он есть из числа духов, посылаемых за хотящим наследовать спасение. Когда нет сего хотения, или ревнования о спасении, как он к тебе подступит, как воздействует на тебя, когда в тебе ничего нет соответствующего назначению его при тебе пребывания и его собственным усилиям?». Ангел-хранитель помогает делу спасения души и является примером полного служения Богу, которое могут совершать и люди.

Священное Писание говорит нам о человеке, что Господь «умалил его малым чим от Ангел, славой и честью венчал его» (Пс. 8. 6-7). Нам дано величайшее сокровище – возможность приобщаться Тела и Крови Господней, что укрепляет нас в способности воспринимать Божественную благодать, которую отражают в себе ангелы. Полное отречение от себя для угождения Богу – это свойство ангельской природы характерно и для людей. Потому монашество и называется Церковью «ангельским образом», а жизнь преподобных – равноангельной. Ангельской обителью можно назвать Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где почивают мощи более чем ста святых мужей, восприявших и отразивших на многие века небесный свет. Они служат примером для каждого, кто хочет узнать, как правильно прожить свою жизнь и достигнуть спасения. «Наш путь – от земли на небо», – замечает митрополит Антоний (Сурожский). И на этом пути нашими постоянными спутниками являются как все небесные силы, так и преподобные мужи и жены, которые своими подвигами показали путь, ведущий к ангельской жизни на земле.

Валентин Грибеник

Редакция сайта www.lavra.ua

comments powered by HyperComments