Митрополит Онуфрий рассказал о том, как достичь главной цели жизни

0
1
Митрополит Онуфрий рассказал о том, как достичь главной цели жизни

Цель жизни каждого человека — увидеть Бога, Его любовь и почувствовать Его присутствие в своей жизни. Об этом сказал Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью, опубликованном в «Церковной православной газете».

На вопрос о том, почему многие люди не желают обращаться к Богу, Его Блаженство ответил: «Проблема в том, что люди боятся ограничений, к которым призывает христианство: мол, в Церкви много запретов. На самом же деле это не так. Апостол Павел говорит: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1 Кор. 6:12). Все должно быть в меру и с рассуждением».

 

По словам Предстоятеля, многие святые на собственном примере показывают, насколько мало человеку необходимо для жизни. Но этого не понимают те, кто живет без Бога. «Им кажется, что счастливыми нас делают сокровища. Но, к сожалению, зачастую все происходит иначе: чем усерднее человек трудится над собиранием земных благ, тем больше приходит в отчаяние», — отметил Первосвятитель.

 

По его словам, так происходит, прежде всего, потому что материальные блага не приносят духовной радости. «Можно собрать все сокровища земли и быть самым несчастным. Это, кстати, одна из причин, почему человечество пребывает в страхе. Оно особенно обеспокоено тем, что количество населения растет, а природные ресурсы уменьшаются. Многие забывают, что Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек, — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий. — Тот, кто живет с Богом, не будет чрезмерно волноваться и подсчитывать природные ресурсы. Если чего-то не хватает, то Господь приумножает и дает всего в достатке».

 

По его словам, и когда после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами (см.: Мф. 14:13–21; Мк. 6:31–44; Лк. 9:10–17; Ин. 6:5–15) евреи хотели провозгласить Господа царем, Он отказался от царской славы, потому что пришел не ради славы. «Он родился в бедной пещере, показывая этим призрачность земных благ и Свое великое смирение. Пришествие в мир Спасителя было необходимо для нашего спасения. По замыслу Творца люди должны были своей благочестивой жизнью подняться от земли к небу, но они начали впадать в грехи. И тогда Бог Сам нисходит к людям». И Он это делает не для того, чтобы быть земным, политическим царем, а чтобы дать человеку гораздо больше — освободить его от рабства греха, дьявола и вечной смерти, чтобы помочь людям обрести внутреннюю свободу и власть быть чадами Божьими (Ин. 1:12).

 

«Приняв на себя нашу греховную природу, Спаситель Своим крестным страданием и воскресением вернул человеку утерянное Божественное сыновство, и мы от всего сердца и души смиренно благодарим Господа за такую безграничную любовь. В этом и состоит цель жизни каждого человека — увидеть Бога, Его любовь и почувствовать Его присутствие в своей жизни», — сказал Предстоятель УПЦ.

 

О благодати вокруг и внутри

 

На вопрос о том, как достигнуть этой цели, Его Блаженство ответил: «Надо проявлять внимательность к себе, жить по заповедям Божьим. Тогда почувствуешь Божие присутствие не только рядом с собой, но и во всей Вселенной. Все, что живет на земле, в море и в небе, живится Божьей силой. Если человек это осознает, то ему не нужно забираться на небо, чтобы увидеть Господа. Достаточно лишь оглянуться вокруг и заглянуть вглубь себя. Разумеется, речь идет о глазах не телесных, а духовных».

 

По его словам, проявление Божественной благодати мы видим в окружающем мире и в ближних. «Каждый из нас — сосуд благодати Божьей. Прикоснись к человеку — и ты прикоснешься к благодати Божией», — сказал Первосвятитель.

 

«Посмотрите на гармонию, которая есть в человеке! Нужно быть очень грубым, неразумным, чтобы не осознать, что такое совершенное творение может создать только Тот, Кто выше его, — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий. — И, вглядываясь в то, что имеем в себе, что нас окружает, — мы убеждаемся: Бог есть любовь, Бог есть жизнь, которая наполняет все Свои творения, весь мир».

 

О настоящей любви и борьбе с грехом

 

На вопрос о кажущемся оставлении человека Богом в трудных обстоятельствах, Предстоятель УПЦ ответил: «Господь никогда не покидает человека. Каждый из нас, как я уже сказал, является сосудом благодати Божией. Другое дело, что мы недостойно ее носим. Если у кого-то отобрать Божию благодать, то он не сможет жить. Мы должны благодарить Бога за Его благодать, которую Он нам дает, и за все Его благодеяния, быть честными перед Ним и оказывать милосердие друг другу. Как сказано в Евангелии, на Страшном Суде каждый будет отвечать за свои дела. Тот, кто творил милосердие во имя Христа, унаследует вечное Царство, а тот, кто избегал этого, — разделит участь падших ангелов (см.: Мф. 25:31–46)».

 

По его словам, на Страшном Суде Господь не будет спрашивать: «Ты постился, молился, делал поклоны?» «Все эти действия направлены на воспитание в себе смирения, милосердия и любви. Тот, кто любит ближнего, уподобляется Богу. Любовь имеется в виду не обычная (какую имеет отец к сыну или жених — к невесте), а жертвенная, духовная. Будучи нелицеприятной, она направлена на каждого, кто нуждается в нашей помощи. Быть может, нам кто-то не нравится своим внешним видом, характером, привычками. Но если мы можем ему помочь, то мы должны это сделать. Такую любовь Бог проявляет ко всем. Он заповедал, чтобы мы любили друг друга. Это и есть тот признак, по которому определяется — человек Божий или не Божий», — сказал Его Блаженство.

 

Чтобы стяжать такую любовь, в первую очередь, необходимо проделать определенную работу над собой, нужно заставлять себя ненавидеть грех и уклоняться от него. «Это тот спасительный путь, на котором мы будем всегда обогащать себя Божественной любовью и который приведет нас к вечной жизни во Христе Иисусе. Если есть настоящая любовь, то нет ни раздражения, ни злобы, ни ненависти — всего того негатива, которого никто не хочет иметь, — сказал Первосвятитель. — К сожалению, многие люди, поддаваясь греховным побуждениям, получают даже некое кратковременное удовольствие от того, что им вредит. Мы не любим последствий греха, но сам грех иногда любим».

 

На вопрос о том, чем вызвано стремление человека ко греху, Предстоятель ответил: «Прежде всего, нежеланием осуществ­лять контроль над собой и вести духовную брань. Чтобы освободиться от греха, нужно через покаяние пригвоздить его ко кресту. К этому призывает нас апостол Павел: “…но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал. 5:24). Освободившись от греха, мы становимся рабами Богу. И тогда плодом земной, временной жизни является святость, а наградой — жизнь вечная».

 

«Но, к сожалению, люди не хотят углубляться в учение Церкви, считая его не столь важным. В итоге, не имея правильного понимания о Боге, люди не могут правильно выстроить свою жизнь на земле. Чтобы вместить в себя дары Святого Духа, которые Господь ниспосылает каждому, нужно быть способными принять их», — сказал он.

 

О постоянстве и мере работы над собой

 

На вопрос «Вы говорите, что все мы являемся сосудами благодати Божией. А как это понимать?» Его Блаженство ответил: «Божественная благодать присутствует в каждом. Только у одних — меньше, у других — больше. Все зависит от того, насколько усердно человек потрудился над очищением своей души. У святых угодников души были полностью освобождены от духовного сорняка — страстей. Поэтому они наполнялись Божественным светом. Изучая их жития, мы удивляемся таким подвигам. В связи с этим каждый должен задать себе вопрос: “А я в каком состоянии нахожусь?” Наверное, мы видим, что очень далеко отстоим от евангельской чистоты и святости».

 

При этом, шанс стать святым имеет каждый человек. «Для очищения своей души от страстей важно делать что-то небольшое, но постоянно», — сказал Его Блаженство и привел притчу: «Молодой человек, получив задание отца выполоть поле от сорняков, ужаснулся масштабам предстоящей работы и, впав в уныние, не решился даже начать свой труд. Вместо того чтобы трудиться, юноша приходил каждый день на поле и ложился спать. Увидев это, отец сказал: “Сын мой! Если бы ты каждый день полол ту площадь, которую занимаешь, когда лежишь на земле, то я уже увидел бы определенный участок земли выполотым. Встань и делай понемногу каждый день”. Тот послушался и через некоторое время прополол все поле».

 

«Отсюда вывод: уныние не позволяет нам совершить труд по исправлению самих себя. Иногда мы думаем так: чтобы очиститься, нужно совершить какой-то один великий подвиг. К примеру, 40 дней ничего не есть, сделать несколько тысяч поклонов, прочитать несколько сотен молитв. Взяв на себя огромную нагрузку, мы вскоре впадаем в такое расслабленное состояние, что уже не делаем ничего. Поэтому важно помнить: очищение души совершается малыми подвигами, никем не замеченными, часто никому не известными. В первую очередь — это внутренняя борьба с собой», — сказал он.

 

О духовном возрастании в семье

 

По словам Его Блаженства, каждому человеку, независимо от условий его жизни, необходимо трудиться над очищением своей души постоянно, совершая усилия над собой. «Например, если возникает желание осудить человека, то нужно проявить терпение и любовь. В семье это очень просто осуществить. Когда муж приходит после работы, жена не должна встречать его укорами: дескать, я и готовлю, и детей воспитываю, а ты зарабатываешь мало и только телевизор смотришь. В таких случаях лучше сказать: “Мой дорогой, ты, наверное, устал. Отдохни немножко. А я приготовлю покушать”. Если же муж хочет очистить свою душу, то пусть не критикует жену: дескать, недосолила еду, не сделала уборку и на меня смотришь косо. Вместо укоров лучше простить и поблагодарить. Именно такие маленькие подвиги нужно совершать ежедневно. Так потихоньку очищается наша душа от злобы, гнева и прочих “сорняков”, которые в нас прорастают».

 

На замечание, что при проявлении заботы к родным, часто не хватает времени для длительных молитв, он ответил: «Не надо надеяться на то, что мы сразу начнем молиться, как святые Угодники. Порой мы ждем, когда появится время, чтобы молиться, как святитель Василий Великий: он вставал на молитву, когда солнце светило в затылок, а заканчивал, когда оно уже светило в лицо. Если мы будем ставить такие сверхзадачи, то так ничего и не достигнем».

 

«Для начала возьмите молитвослов и станьте на молитву хотя бы на две-три минуты. Нет времени? Тогда прочитайте три-четыре стиха из Евангелия и столько же — из Псалтири. Это не займет много времени. Но если начнете понемногу питаться словом Божьим, то оно будет смирять вашу душу, просвещать и очищать ее. Пусть мы не достигнем меры преподобных отцов, но зато каждый из нас достигнет необходимой меры святости: ее будет достаточно, чтобы иметь твердую надежду на спасение в жизни вечной, которую Господь уготовал всем любящим Его», — заключил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

 

По материалам официального сайта УПЦ.

 

comments powered by HyperComments