Митрополит Онуфрий: Покаяние облегчает душу

0
19
Митрополит Онуфрий: Покаяние облегчает душу

Покаяние облегчает душу. Оно может быть незаметным, скрытым от взгляда посторонних людей, но оно должно совершаться искренно и постоянно. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий в интервью «Церковной Православной газете», опубликованном на официальном сайте УПЦ 19 июля.

На вопрос о том, как в наше время верующим сохранять мужество, Его Блаженство ответил: «Сейчас именно то время, когда мы можем показать свое духовное мужество и настоящую любовь ко Христу. Надо быть верными Богу не только в светлые дни. Когда наступает тьма, мы тоже должны оставаться преданными учениками Спасителя. С евангельских страниц известно, как во времена земной жизни Христа одни сохраняли верность Ему, а другие предавали и гнали Его, — напомнил Предстоятель УПЦ. — Так было и в последующие времена. И сегодня каждый из нас должен задать себе вопрос: к какой группе мы принадлежим? К тем, кто, удивляясь чудесам Спасителя, воспевал “осанна!”, а потом от Него отвернулся? Или к тем, кто стоял у подножия креста, когда Сына Божия поносили и распинали?»

 

По словам Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, «при объективном рассмотрении себя, мы, скорее всего, окажемся среди первых». «Зачастую мы любим Бога, когда все хорошо, когда за веру хвалят. Но что делать, если нас оскорбляют и гонят? — Нужно взирать на голгофский путь Господа, на то, что Он позволил Себя распять и положить во гроб. Это проявление крайнего самоуничижения Бога, ради нашего спасения. Он показал пример для всех нас. Поэтому в сложные периоды нужно особенно стараться сохранять мужество. Когда Церковь подвергается нападкам, мы должны еще больше проявлять к Ней любовь», — призвал Первосвятитель.

 

О человеке в Церкви

 

На вопрос о том, почему, находясь в Церкви, человек порой теряет мир в душе, Блаженнейший Митрополит Онуфрий ответил: «Мир приобретает лишь тот, кто исполняет свое предназначение быть храмом Бога, кто является истинным чадом Церкви. Для этого нужно быть исполнителем заповедей Божьих, которые необходимы для нашего спасения. Исполняя эти правила, христианин очищает себя и становится сосудом благодати Божией. От такого человека, где бы он не находился — среди общества возмущенного, расстроенного, не мирного, — будет исходить свет мира. А то место, где обретается настоящий мир — мир с Богом, со своей совестью, со всеми окружающими, — есть Церковь».

 

Говоря о часто обсуждаемой «необходимости» что-то менять в Церкви, Предстоятель сказал: «Что произойдет, если мы станем перестраивать Церковь — одно менять, другое отменять, третье добавлять? В таком случае из Церкви получится политклуб, человеческий институт: он останется “церковью” только на словах. По-моему, это мы не подходим к Церкви, а не Церковь — нам. Она всегда была, есть и будет Телом Христовым. И в этом Теле все гармонично, все правильно выстроено. Если мы хотим блага себе, если мы хотим восстановить в себе Божественную гармонию, то нужно себя подстраивать под Церковь, а не наоборот. В Церкви Господь милостиво дает нам возможность пользоваться в полноте теми благами, которые мы получили благодаря Его преславному Воскресению».

 

О покаянии и причастии

 

На вопрос «Почему необходимо часто каяться? На что следует обращать внимание, готовясь к Исповеди?» Его Блаженство ответил: «В покаянии нуждается каждый человек. Поскольку мы каждый день грешим, то и каждый день должны каяться. Необходимо отметить три важных момента, связанных с покаянием. Во-первых, не надо унывать. Упал? Вставай! Если согрешил, необходимо покаяться. Во-вторых, не откладывайте покаяние на последний день своей жизни. Пример с благоразумным разбойником дан не для подражания, а для ободрения: для понимания того, насколько велика милость Божия. В-третьих, покаяние должно быть соразмерно нашим грехам».

 

По его словам, мир, радость и успокоение души может прийти после покаяния не сразу. «Кроме покаяния нужно еще совершить подвиг терпения. Какое-то время мы должны потерпеть за свой грех. К примеру, преподобная Мария Египетская покаялась сразу, как только перешла через Иордан. Но поскольку она грешила 17 лет, то столько же времени и вела тяжелую брань со страстями. Для того чтобы зажили раны, нанесенные грехом, нужен определенный период. Даже если на обычную (телесную) рану наложить пластырь, то она еще долго может болеть», — объяснил Первосвятитель.

 

Каяться следует начинать еще с детского возраста, отметил он. «Хотя дети не совершают страшных грехов, но порой они не слушают родителей, произносят плохие слова, дерутся и даже бывают жестокими. Что же касается взрослого человека, то его духовная жизнь требует более пристального внимания из-за того, что совершаемые грехи уже гораздо тяжелее, — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий. — Со страниц Библии мы знаем, что нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8:46). Покаяние облегчает душу. Оно может быть незаметным, скрытым от взгляда посторонних людей, но оно должно совершаться искренно и постоянно. И тогда наша жизнь будет благословенна Богом. Испытав горечь труда покаяния, получим сладость благодати Божией. Приносить покаяние необходимо не только на Исповеди перед Причастием. Ежедневно, готовясь ко сну, мы должны вспомнить, что сделали плохого в течение дня: “Господи, я сделал то-то и то, прости меня! Господи, я виноват! Помилуй меня, Господи!” Такие краткие покаянные молитвы готовят нас к Исповеди. Откладывать “на потом” нельзя. Ведь никто не знает, сколько он проживет и будет ли время, чтобы покаяться.

 

На вопрос «Как часто нужно причащаться?» Предстоятель ответил: «Мы принимаем Тело и Кровь Христа, поскольку это является залогом вечности. Это — закваска для вечности. Тот, кто не причащается, не может стать сопричастником благого участия в вечности. Чтобы тесто закисло, в него кладут немного дрожжей. Нечто подобное происходит и с нами: человеческая природа принимает новую «закваску» из Чаши Христовой, благодаря чему имеет добрую часть с Господом в вечной жизни. Частота причащения зависит от степени нашего духовного совершенства».

 

О молитве в храме и кресте 

 

Комментируя распространенное в современном обществе мнение «идти в храм необязательно, молиться можно и на всяком месте», он отметил: «Молиться везде не только можно, но и нужно. Однако есть такие места, которые предназначены именно для молитвы. Это понимает любой человек, желающий жить по-христиански. Каждый православный знает: в храме легче молиться, чем в другом месте. Храм — это место, где мы духовно растем. Здесь совершаются таинства: Евхаристия, Крещение, Венчание, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение и Хиротония. В храме есть Божия благодать, которая способствует молитве».

 

На вопрос «В каких случаях мы становимся проводниками Божией благодати?» Его Блаженство ответил: «Когда делаем доброе во славу Божию. При этом важно помнить: все добрые дела исходят от Бога, а человек — только средство в Его руках. Если мы так относимся ко всем своим делам, то нас не охватит гордыня. Через священство Господь преподает Свою благодать другим. Если священник является примером для своей паствы, то это — чистый проводник для Божией благодати. Дай Бог, чтобы мы не были ржавыми проводниками. Ведь за это придется отвечать перед Господом».

 

Говоря о жизненном кресте каждого человека, он сказал: «У каждого человека есть свой крест, который состоит из скорбей, испытаний и болезней. Все это мы претерпеваем во время земной жизни».

 

«Будет ли наш крест спасительным? Все зависит от того, в каком состоянии мы его понесем. Если проявим надменность, гордость или нетерпеливость, то он не будет спасительным для нас. А вот когда выразим благодарение Богу, смирение и молитву, тогда и войдем в те обители, которые Господь уготовил всем любящим Его», — заключил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

 

comments powered by HyperComments