Митрополит Онуфрий: Подлинно счастлив тот, чье счастье не зависит от внешнего мира

0
4
Митрополит Онуфрий: Подлинно счастлив тот, чье счастье не зависит от внешнего мира

Подлинно счастливым является тот, чье счастье не зависит от внешнего мира. Счастлив тот, кто умеет довольствоваться тем, что имеет, кто стремится очищать свое сердце от страстей и старается любить Бога и всех людей. Об этом сказал Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью «Церковной православной газете». Он рассказал, что такое любовь, чем христианская любовь отличается от обычной, человеческой, нужно ли любить себя и пр.

На вопрос о том, почему сегодня много говорят о любви, но ощущается её острый дефицит, Его Блаженство ответил: «Заповедь о любви к Богу и о любви к ближним была дана людям еще в Ветхом Завете. Однако в своей беседе на Тайной Вечере Господь Иисус Христос обращается к Своим ученикам со словами: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга” (Ин. 13:34). В чем новизна этой заповеди? Прежде всего в том, что любовь христианина должна простираться не только на тех, кто близок нам по крови или кто приятен нам, а на всех, кто нуждается в нашей помощи и любви. На евангельских страницах Иисус Христос призывает нас к любви бескорыстной. А если же мы любим так, как любят грешники, то какая за это благодарность от Господа? Мы призваны любить даже своих врагов, не ожидая ничего взамен (Лк. 6:35), т. е. не надеясь на возмещения своих трат».

 

Отвечая на вопрос «Чем обычная (человеческая) любовь по существу своему отличается от христианской?» Предстоятель сказал: «В обычной жизни мы любим тех, которые нам нравятся и которые любят нас. А христианская любовь предполагает не взаимность, а самопожертвование. Возьмем наглядный пример из жизни: молодой человек любит девушку, готов ей покупать цветы и терпеть ее капризы. Но такая плотская любовь распространяется лишь на немногих людей — на родителей, еще, может быть, на одну личность. А христианская любовь распространяется на всех».

 

По его словам, христианская любовь возвышенная, всеобъемлющая, достигая своего совершенства, она простирается и на врагов. «Господь учит благословлять тех, которые нас проклинают, и молиться за тех, которые нас обижают», — напомнил Первосвятитель.

 

«Конечно, христианская любовь не приходит легко, как бы нам хотелось. Господь Иисус Христос не только заповедует нам любить друг друга, но, прежде всего, Своей жизнью являет нам пример любви и помогает нам приобретать ее. В этом является новизна и сила Нового Завета: в соединении со Христом в Церкви мы становимся способными принимать дар любви от Бога, той любви, которая простирается на всех, в том числе и врагов, — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий. — Благодать воспринимается человеком по мере очищения его души: нужно себя перебороть, гордыню сокрушить, отогнать все те злые помыслы, которые наполняют нашу душу. Это делается с помощью церковных таинств Покаяния и Причастия, молитв, чтения Священного Писания и самопонуждения. Сам Господь сказал, что “Царствие Небесное нудится” (Мф. 11:12), т. е. нужно себя понуждать и побуждать к соблюдению поста, целомудрию и другим добродетелям».

 

«Мы должны подчинить свою плоть законам духа. Тогда и будем иметь духовные плоды, главным из которых является любовь. Если человек творит добро, прощает обиды, любит ближнего жертвенной любовью, то он уподобляется своему Творцу. Так поступая, человек обретает душевный мир и наполняет свою жизнь радостью», — сказал Предстоятель УПЦ.

 

На вопрос о том, как человеку чувствовать себя счастливым, когда жизнь дорожает и цены растут, Его Блаженство ответил, что счастье не зависит от обилия имения или внешней ситуации (экономической и политической), в которой оказался человек. «Можно занимать самый высокий пост в обществе и обладать огромными состояниями и при этом чувствовать себя глубоко несчастным, — отметил он. — Подлинно счастливым является тот, чье счастье не зависит от внешнего мира. Являясь сынами Божьими, святые были счастливы тем, что Бог им давал, потому что их сердца были наполнены благодатью Божией. Счастлив тот, кто умеет довольствоваться тем, что имеет, кто стремится очищать свое сердце от страстей и старается любить Бога и всех людей».

 

Блаженнейший Митрополит Онуфрий также объяснил, что значит любить себя. «Человеку свойственно любить самого себя. Никто не желает себе зла. Вопрос заключается в направленности нашей любви. Можно любить себя, угождая своим эгоистическим желаниям, а можно любить себя, чтобы обрести Царство Небесное, — сказал Первосвятитель. — Что такое радости этого мира? Это хорошая работа, увеличение своего материального состояния, различные развлечения… Конечно, мы все нуждаемся в необходимых вещах — крыше над головой, одежде, хлебе насущном. Однако, христианская любовь по отношению к самому себе не означает желание приобретения земных благ. Христианин видит благо для себя в исполнении заповедей Божьих, которые приближают человека к Богу и открывают возможность стяжания Божией благодати, исполняющей сердце ни с чем не сравнимой полнотой и радостью».

 

Христианская любовь измеряется отношением к ближнему. На вопрос о том, как быть, если кто-то занял деньги и не хочет вернуть, Предстоятель ответил: «В первую очередь, нужно поставить себя на место должника. И посмотреть: как бы мы хотели, чтобы с нами поступили в подобных обстоятельствах? Господь Бог заповедует нам, чтобы мы поступали с другими так, как хотим, чтобы другие поступали с нами (см.: Мф. 7:12). Господь ставит нас перед выбором: вести себя как грешники или быть подобными Богу? В таких ситуациях мы проверяемся в отношении того, насколько мы способны проявлять милосердие, сострадание, прощение, любовь».

 

На вопрос о том, что означает фраза апостола Павле «любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:8), он ответил: «Сущность христианской любви — это способность христианина к жертвенности. Если в любви нет жертвенности, ее нельзя назвать христианской любовью. Любовь без жертвенности — это есть проявление эгоизма, самолюбия, самоугождения. Фразой любовь никогда не перестает святой апостол Павел указывает нам на то, что жертвенность христианской любви не может быть упразднена ничем — ни обидами, ни испытаниями, ни разочарованиями…»

 

«В иной мир за человеком пойдут только его плоды любви к Богу и ближнему. И во всей своей полноте христианин сможет раскрыть дар любви в вечной лучшей жизни, когда исчезнут не только дары пророчества и языков, но прекратятся уже вера и надежда. Вера заменится там лицезрением Господа, а надежда станет сбывшеюся, одна любовь будет царствовать во веки веков, навсегда, потому что истинной любовью является Сам Бог и Бог является вечным источником любви», — заключил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

 

По материалам официального сайта УПЦ.

 

comments powered by HyperComments