Митрополит Онуфрий: Не научившись смирению, невозможно научиться любить

0
3
Митрополит Онуфрий: Не научившись смирению, невозможно научиться любить

Пока есть люди, которые противятся злу, любят истину и ищут её, до тех пор будет существовать наш мир. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью «Церковной Православной газете». В нем Предстоятель УПЦ рассказал, как найти Божью благодать, какая красота спасет мир, что нужно делать для того, чтобы попасть в Царство Небесное и пр. Публикуем интервью полностью.

— Ваше Блаженство, апостол Павел в Послании к Ефесянам указывает нам, что мы спасаемся благодатью Божьей (Еф. 2: 8). А каким образом получить благодать? Можете привести примеры из житий святых?

— Есть одна добродетель, которая делает человека вместилищем Божьей благодати — смирение. На этот важный момент указывают два ближайших ученика Христовых — Иаков и Петр: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Петр. 5:5). Оба апостола, как видим, говорят одно и то же, слово в слово. В качестве наглядного примера можно привести земную жизнь Пречистой Девы Марии. Мы удивляемся: как этот человек, — а Она была такой же, как каждый из нас (имела плоть и кровь, желания, стремления), — смогла стать вместилищем Божественной силы, сосудом, в котором вместился Сын Божий? Её смирение предшествовало Рождеству Христову. Вспомним евангельские слова Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой у Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:46-48). Благодаря чрезвычайно глубокому смирению Пресвятой Девы Марии Сын Божий захотел именно от Неё взять для Себя плоть и кровь человеческую. Ещё живя в Иерусалимском храме, Пресвятая Дева изучала Священное Писание, и с особым трепетом и любовью читала те пророческие места, в которых говорилось о пришествии в мир Мессии. Пречистая как бы говорила Сама Себе: «Какой счастливой и благословенной будет та Дева, которая послужит Лествицей для схождения Бога с неба на землю». Но при этом не примеряла Себя к такой высокой чести. Она лишь глубоко смирялась перед Богом, а в Боге — и перед всеми людьми. И за это Её любили. После рождения Сына Божьего Пресвятая Дева неотступно была рядом со Спасителем на протяжении всех дней Его земного жития и служения.

 

— Почему о Богородице так мало говорится в Новом Завете?

— На евангельских страницах мы находим всего лишь несколько эпизодов, где упоминается имя Божьей Матери. В Новом Завете много говорится об апостолах, язычниках, нищих, болящих… Что же касается Деві Марии, то Она всегда держалась в тени. Хотя и могла бы сказать людям: «Вы знаете, Кто Я такая? Я — Матерь Того, Кто воскрешает мёртвых, ходит по воде, насыщает пятью хлебами пять тысяч человек, исцяет от недугов и немощей…» Но Богородица никогда об этом не говорила. Живя возле Спасителя мира, Пресвятая всё увиденное и услышанное складывала в Своем сердце, а после Его Вознесения стала отрадой для многих и была образцом человеческого совершенства. К Ней старались прийти все, кто мог это сделать. И те, кто видел Её лицо, удивлялись благодати, которая лилась от Неё. Все дары от Бога Пречистая сподобилась получить благодаря Своему смирению.

 

— Пречистая Дева родилась в среде богоизбранного народа, с детства была посвящена Господу, общалась с Архангелом Гавриилом, который открыл Ей благую весть… А вот если мы вспомним о покровительнице Руси, равноапостольной княгине Ольге, то возникает вопрос: как властная язычница, будучи намного ближе к жестокости, чем к смирению, смогла прийти к Богу? Ведь ей никто о Христе не проповедовал. По крайней мере, история ою этом умалчивает…

— У княгини был особый путь к Богу. Она пришла к вере силой своего разума. На примере её жизни можно сделать вывод: кто имеет глубокий аналитический ум, способен анализировать и сравнивать события, различные явления, происходящие в мире, тот может прийти ко Христу вот таким рациональным путем. Когда Ольга была еще язычницей, то в силу своей проницательности могла легко перехитрить врагов. А с тех пор, как узнала Христа, ум наставлял ее служить людям, научая той вечной правде Божией, которая делает человека счастливым и благословенным. Своими трудами благоверная княгиня уподобилась апостолам, которые проповедовали, крестили и наставляли людей в истинной вере.

 

— Касаясь темы женской святости, всегда хочется сказать о красоте. Помните известное выражение: «Красота спасет мир»?

— C христианской точки зрения нужно говорить, прежде всего, о красоте духовной. Примером для женщин (как и для всех нас) могут послужить Матерь Божия, равноапостольная княгиня Ольга и другие святые женщины. Они свою духовную красоту приобретали отнюдь не пышными украшениями. Обращаясь к женщинам, апостол Петр говорит: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4).

 

— В чем Вы видите миссию женщины? Какое ее предназначение в нашем мире?

— Будучи по своей природе «немощным сосудом» (1 Пет. 3:7), женщина выполняет такую миссию, на какую не способен никто другой, — рождает новую жизнь. Разумеется, есть люди, которые совершают великие дела: производят ракеты, конструируют самолеты, корабли и так далее… Но женщина рождает нового человека — это превыше всякого творения рук человеческих. Она призвана выполнять то, что на нее возложено Богом: быть верной женой, доброй матерью и хорошей воспитательницей. Следует отметить, что не только женщины, но и все мы призваны нести свою миссию в этом мире. Когда человек выполняет то предназначение, для которого Господь создал его, то успокаивается, не мечется, не ищет чего-то, поскольку нашел свое место в жизни.

 

— Вспоминая о княгине Ольге, также хотелось бы упомянуть и ее внука — князя Владимира, к памятнику которого мы приходим ежегодно 27 июля. Можно ли сказать, что мы являемся его последователями?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вначале спросить себя: любим ли мы Бога? Помогаем ли другим? Заботимся ли о том, чтобы наша земля украшалась храмами и обителями? На примере равноапостольного Князя мы видим: наша задача не в том, чтобы собрать как можно больше сокровищ на земле, а в том, чтобы своей жизнью, своими устами и сердцем прославлять имя Божие. Если нашими делами и устами прославляется Бог, то мы — последователи святого князя Владимира. Он является не только просветителем и Крестителем, но и примером того, как Божия благодать может и злейшего грешника превратить в «Красное Солнышко». Из купели Крещения святой Князь вышел совершенно другим человеком. Вместо жестокости у него появилось милосердие, вместо буйности — кротость, вместо распутства — целомудрие.

 

— Что необходимо делать, чтобы быть достойными чадами Крестителя Руси?
— Если будем бороться с гордыней, жестокостью, завистью, немилосердием и с другими пороками, лишающими нас благодати Божией, то станем достойными чадами равноапостольного Князя. А пока что зачастую получается по-другому: сами создаем проблемы и сами пытаемся их решить, решить своими силами, без Бога. В итоге они не решаются, а только умножаются. Главная ошибка человека — в нежелании довериться Богу. Тому, кто не ищет Господа, не поможет ничто — ни богатство, ни слава, ни деньги. Яркий пример — Иуда Искариотский: он предал Спасителя из-за страсти сребролюбия. Но, получив заветный мешочек, счастливее не стал. Вот такой печальный урок: Иуда приобрел сребреники неправедною мздою — потерял смысл жизни и удавился. Как видим, не сокровища делают человека счастливым, а Бог, Который является их источником, как и самой жизни.

 

— Владыка, мы начали наш разговор о спасении. В связи с этим хотелось бы получить Ваш совет: каким образом можно стяжать смирение, чтобы попасть в Царство Небесное?
— Образец смирения дал нам Господь наш Иисус Христос. Во время Тайной Вечери Он омыл ноги Своим ученикам. Господь, как власть имеющий, показал личный пример для всех своих последователей, и прежде всего для тех, которые находятся на ответственных должностях. Чем выше положение в обществе, тем чаще нужно опускаться к народу и «умывать ноги» простым людям. Никому не стоит гордиться своим статусом. Не следует забывать известную истину: в этот мир мы приходим нагими и уходим из него без ничего.

 

— В чем опасность для гордого начальника?
— Когда он лишается своей должности, то эта потеря для него может обернуться трагедией. Он рискует сломаться как личность. Поэтому мы должны учиться смиряться, учиться «умывать ноги» друг другу.

 

— Но для многих такое «умывание» может показаться очень трудным…
— Это трудно только поначалу. Ведь здесь присутствует лишь психологический барьер. А как только человек начинает смиряться, вести себя естественно и просто, то он находит в этом мир. И потом уже оказывается, что «умывать ноги» совсем не трудно. Ибо где смирение, там Божия благодать. Господь нас очистил, освятил и сделал способными войти в вечную жизнь, ради которой мы созданы. Кто старается смиряться вопреки человеческой логике, тот вручает себя воле Божией. Такой человек является носителем надежды на вечное спасение в Царствии Небесном.

 

— Смирение перед Богом связано с любовью к Нему?
— Безусловно. Не научившись смирению, человек не сможет научиться любить ни Бога, ни ближнего. Гордость и тщеславие произрастают из самолюбия. Настоящая любовь к Богу и к ближнему может быть только жертвенной. Самолюбивый человек не способен к жертвенной любви. В заповедях о смирении и любви Господь полагает важнейшую основу взаимоотношений в Теле Христовом — Церкви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Поэтому лишь говорить о любви — мало. Нужно жить руководствуясь любовью. На этот важный момент указывает апостол Павел: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). К этому нас призывает и Сам Господь. И пока есть люди, которые противятся злу, любят истину и ищут ее, до тех пор будет существовать наш мир.

 

По материалам официального сайта УПЦ.

 

comments powered by HyperComments