Митрополит Антоний рассказал, как следует правильно молиться

0
1
Митрополит Антоний рассказал, как следует правильно молиться

Молитвенный навык развивать в себе способен каждый. Для этого необходимо — со вниманием и тщательностью — следовать нескольким советам. Каким — написал Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в заметке для издания «АиФ».

«Один из читателей моей колонки задал вопрос: как следует правильно молиться, как уберечь себя от того, чтобы со временем в сердце не воцарилось сначала формальное отношение, а потом и вообще нежелание общаться с Богом? Ответ на этот вопрос необходимо искать в трудах святых отцов Церкви. Хорошей отправной точкой на данном пути могло бы стать прочтение небольшой книги святителя Феофана Затворника “Четыре слова о молитве”. Ее несомненная ценность — в лаконичности и доступности объяснения всех необходимых аспектов соответствующей сферы духовной жизни христианина, а также в конкретных практических советах, направленных на воспитание в человеке молитвенного духа», — посоветовал владыка Антоний.

 

«В частности, святитель делает важный акцент на том, что именно следует считать настоящей молитвой. По его словам, это возникновение в нашем сердце благоговейных чувств к Богу, а именно благодарения, славословия, покорности и желания следовать воле Всевышнего, преданности Ему и так далее, — написал архиерей. — Исходя из этого, вся наша забота должна состоять в том, чтобы во время молитвословий эти и подобные им чувства наполняли нашу душу. Если так происходит, то “молитвословие наше есть молитва, а когда нет — оно еще не есть молитва”».

 

Как объяснил митрополит Антоний, дальше приводя слова святого Феофана, искреннее обращение к Богу, сопровождаемое внутреннею теплотою или горением духа, не является «недосягаемым для житейских людей, т. е. обремененных повседневными заботами». «Каждый из нас способен развивать в себе соответствующие молитвенные навыки. Для этого необходимо — со вниманием и тщательностью — следовать нескольким советам», — написал владыка.

 

«Во-первых, крайне важно вникать в каждое слово молитвы, а также понимать Кому и о чем мы молимся. Более того, следует проникновенно чувствовать произносимое. Так, если мы говорим: “оставь нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”, — то и в душе в этот момент мы должны искренне простить наших обидчиков, а затем уже “сердцем, всем все простившим, просить себе у Господа прощения”, — объяснил митрополит Антоний. — Во-вторых, нужно стараться как можно чаще в течение дня обращаться к Богу с краткими молитвами, “судя по нужде души и текущим делам”».

 

По его словам, это необходимо для того, чтобы постепенно не охладеть в молитвенном делании. Ведь, как писал святитель Феофан, «если и дает Господь какое доброе чувство утром, его заглушает суета и многодельность дня», «оттого же и вечером уже не бывает охоты молиться».

 

«В-третьих, необходимо подкреплять молитву преуспеванием во всякой добродетели и делах милосердия, ибо “молитве, чтобы она, как цвет расцвела в душе, должны предшествовать и ей сопутствовать добрые духовные расположения и труды”. И, конечно же, чрезвычайно важно уповать на Бога и прикладывать все силы для того, чтобы не сойти с молитвенного пути. Как свидетельствует преподобный Нил Синайский, “если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь”», — заключил митрополит Антоний.

 

comments powered by HyperComments