Какие слова могут спасти Землю?

0
2
Какие слова могут спасти Землю?

12 марта исполняется 155 лет со дня рождения В. Вернадского. Одна из наиболее известных заслуг ученого — разработка учения о ноосфере как области взаимодействия общества и природы. Где грань между разумным отношением к природе и началом «паранойи» на тему экологии? На вопрос «ФОМЕ в Украине» ответила старший научный сотрудник Института философии им. Г. Сковороды НАНУ, ученый секретарь Киевского Религиозно-философского общества, кандидат философских наук Наталия Филиппенко.

– Еще в середине ХХ века президент Франции Шарль де Голль произнес фразу, ставшую знаменитой: «Как можно управлять страной, в которой 246 видов сыра?» Перефразируя его слова, содержащие некий сжатый образ нашего времени, уместно задать вопрос: «Как можно говорить о разумном отношении к природе в мире, охваченном, по словам немецкого психолога и экономиста Ханса-Вольфа Графа, пандемией потребительства?» В таком мире всеобщего потребления болезнью охвачены все. Больна экономика, целью которой становится не обеспечение человека жизненно необходимыми благами, а навязчивая идея получения сверхприбыли любым путем. Болен человек, провозглашенный потребителем (вспомним хотя бы слоган «Борьба за потребителя»!) и охваченный манией накопления: по статистике только 6% из всех покупок приобретаются исходя из потребностей, остальные 94% — некие эрзацы, фантомы, свидетельствующие о том, о чем они по самой своей природе свидетельствовать не могут (например, об уме и значимости их обладателя), либо заменяющие то, что заменить не могут (счастье, радость, покой).

Больна природа, ставшая уже не местом обитания человека, а сферой производства и потребления, страждущая от их последствий: всего лишь один пример — оказывается, каждый день в Мировой океан выбрасывается 25 тысяч тонн мусора!

В самом деле, не являются ли на этом фоне «паранойей» точечные рейды борцов за экологию по вопросам десятистепенным, как, например, движение против ношения натуральных меховых изделий? Всё это похоже на ситуацию с человеком, который поджег свой дом, а затем пытается потушить его стаканом воды. И даже когда поднимаются более серьезные вопросы (как, например, загрязнение воздуха выхлопными газами и т. д.), они носят весьма избирательный характер, нередко имея коммерческую подоплеку и напоминая тот же стакан воды.

 

Можем ли мы надеяться что-либо изменить в рамках доминирующей в современном сознании парадигмы «человек — властелин мира», даже верно ставя диагноз обществу потребления и описывая разрушительные последствия выстроенных им приоритетов, в том числе и для природы? Можно ли найти аргументы стать смиреннее в своих желаниях (и тем самым разумно и бережно отнестись и к природе, и к своему ближнему) для человека-властелина, который не ходит под Богом, не ощущает себя сыном, слушающим Отца, не признает себя Его творением, призванным привести мироздание к Своему Творцу? Услышит ли такой человек слова апостола Павла, в которых — вся правда о его подлинном, а не мнимом пути: «…но облекитесь в Господа нашего Иисуса, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14)? Пусть Господь поможет нам их услышать.

 

comments powered by HyperComments