Как не допустить повторения фашизма?

0
3
Как не допустить повторения фашизма?

85 лет назад в г. Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь фашистской Германии. Как немецкая нация дошла до такого? Что нужно, чтобы подобного больше не повторилось? На вопросы «ФОМЕ в Украине» ответил руководитель отдела по делам молодежи Херсонской епархии протоиерей Георгий Гуляев.

– Как такое произошло? Это очень важный вопрос. Это пытались, хоть и не сразу после Второй мировой войны, осмыслить сами немцы. Сначала, когда открылись все факты, у них было чувство вины. Потом уже начались попытки разобраться, что же, собственно, произошло с нацией.

Если говорить о внешних вопросах… Мы понимаем, что причиной развития фашизма послужила неудовлетворенность немцев итогами Первой мировой войны, неспособность реализовать свои амбиции, гигантские репарации, которые были возложены на побежденную Германию странами Антанты.

Если говорить о духовных смыслах… Во-первых, нацисты фактически поддерживали гордыню в человеке, развивали понятие некой исключительности определенной нации.

Вначале все было будто здорово — народ сплотился вокруг национальной идеи. Затем, были реальные материальные прорывы, нацисты дали немецкому народу то, что он хотел, это было достаточно развитое общество.

Но возникла проблема — что делать с теми, кто думает иначе, и, конечно, с поиском виновных. Такими «виновными» были назначены коммунисты, евреи, люди, которые не укладывались в созданную фашистами мировоззренческую картинку. Дахау — первый концлагерь. Затем была создана целая сеть концлагерей. Вначале задача была исправлять узников, потом, когда было принято окончательное решение «еврейского вопроса», они стали фабриками смерти. В категорию неугодных попали и христиане — например, православная монахиня Мария (Скобцова), представители других христианских конфессий.

Второе — это, конечно же, «чечевичная похлебка», которая предлагается как некое решение материальных проблем, и люди готовы закрывать глаза на насилие по отношению к другим. То есть лишь бы я был накормлен — а там будь что будет. Плюс во многом повлияла ощибочная идея о земном рае, о том, что здесь всё заканчивается, и потому нужно хорошо пожить, здесь всё устроить.

Рядовые немцы очень легко восприняли предложенную идею, они жили этим, то есть тут была вина не только руководства фашистской Германии. Большую роль сыграла, конечно, пропаганда, которая контролировала все СМИ, так что не было альтернативной точки зрения. И была одна действительность, которой жили немцы, и другая — то, что происходило в концлагерях.

Плюс позже к государственно-репрессивной машине подключились ученые мужи, которые условно подтверждали её идеи, проводя опыты по евгенике, выведению исключительной арийской расы, медицинские эксперименты, которые проводились в концлагерях.

Всё это — расчеловечивание. Оно, в принципе, начинается с того, что некая нация или человек объявляется неполноценным, а для того, чтобы всем было хорошо, нужно от него избавиться (по принципу «нет человека — нет проблемы»).

 

***
Проанализировав причины, мы должны развивать в себе некие антипричины.

То есть: надо любить свою Родину, свой народ, но (!) не за счет того, что ты начинаешь противопоставлять свой народ другим народам. Это здоровый космополитизм, известный в христианстве как соборность. Мы исходим из слов апостола Павла о том, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея… скифа… раба, свободного» (Кол. 3:11). Вселенскость, соборность Церкви — это некое противоядие от этнофилетизма (если говорить о церковных вопросах) и нацизма (если говорить о вопросах политических).

Церковь «впитывает» в себя разных людей. Она объявляет виновным не грешника, а грех. Мы боремся с грехом, проявляем милосердие, терпение к людям — в общем, это те добродетели, которые можно назвать противоядиями, иммунитетом, необходимым, чтобы не дойти до произошедшего с немецким народом.

В православной бреде, к сожалению, существует условное деление на «либералов», «монархистов»… Это нездоровая ситуация. С одной стороны, разность мнений это хорошо, а с другой — мы должны помнить, что главное — Христос и то, что Господь вочеловечился и принес Себя в жертву за грехи всего человечества. И нужно принимать любого человека, потому что ради него умер Христос.

Когда же мы хотим объявить кого-то нечеловеком или получеловеком, потому что он принадлежит к иной партии, имеет отличные от наших мировоззрения или кожу другого цвета — тут как раз нужно вспомнить события, произошедшие в Германии. Потому что они начались не в 1933 г., когда Гитлер пришел к власти, а гораздо раньше.

 

comments powered by HyperComments