Как бороться с грехами празднословия и многословия?

0
137
Как бороться с грехами празднословия и многословия?

2 марта Церковь чтит память преподобного Феодора Молчаливого, Печерского. Среди добродетелей этого святого — молчание, которое «было для него путем к всегдашнему богомыслию». Как бороться с грехами празднословия и многословия? Как отличить полезные слова от пустых? Как не поддерживать пустословия в других людях, хотя считается, что иногда надо дать человеку «выговориться» и слушать всё, что бы он не рассказывал? На вопросы «ФОМЕ в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко).

– Грехи празднословия и многословия являются показателями очень поверхностного отношения к духовной жизни и ее законам. Поскольку человек, познавший благодать и знающий ее цену, скорее будет молчать, чем говорить. А если что-то и скажет, то ровно столько, сколько нужно, чтобы, оградив себя от внешнего мира и не растеряв полученное, принести ему пользу назидательным словом, которое будет иметь невероятную силу.

 

Молчание концентрирует человека на его внутренней жизни, дает возможность больше видеть себя и одновременно лучше слушать свою совесть и Бога, больше наблюдать и размышлять, концентрироваться на главном и вечном. Быть сдержанным в словах настолько же важно, насколько опасно согрешить в любом другом опрометчивом поступке или даже мысли. Предупреждая об этой опасности, Господь прямо и говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). В этом смысле молчать или просто контролировать каждое свое слово — в наше время действительно подвиг. У человека, который хранит свои уста, появляется больше времени подумать и проконтролировать сказанное или же вовсе отказаться от идеи выразить мысли вслух, в силу ее бесполезности или же явного вреда.

 

Как бороться с грехами празднословия и многословия?

 

Для успешной борьбы с этими пороками нужно, прежде всего, определиться с мотивацией, которая лежит в основании пустословия и многословия. Поскольку это могут быть различные состояния души и страсти (например, тщеславия или гордости, осуждения и т. д.), которые постоянно стимулируют человека проявить себя через самый доступный и простой способ человеческого общения, поэтому то, что лежит в основании пустословия, вскоре будет приносить и соответствующие плоды. Так, уста становятся тем инструментом, который оскверняет душу самого человека и его собеседника. Инструментом, имеющим силу одинаково принести пользу и очень сильно навредить. Иногда полезно радикально отрезать общение хотя бы на один день, чтобы понять весь вред и пользу от пустословия и бережного отношения к словам. Недаром пророк Давид когда-то в молитве восклицал: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Словом, в конце концов, можно нанести необратимую травму.

 

Как отличить полезные слова от пустых?

Признак нормального общения — это когда оно назидает человека, а не опустошает. Если оба человека внимательны к себе и бережно относятся к душевной пользе собеседника, то они вовремя закончат душеполезный разговор. Если же из двух только один знает пользу от исполнения этой важной заповеди, то на нем лежит ответственность вовремя и тактично прекратить беседу. Поэтому когда предмет разговора исчерпан и цель достигнута (или не достигнута), то будет большая вероятность того, что начнется пустословие. В случаях, когда происходит непонимание друг друга, иногда лучше просто отложить разговор на некоторое время.

 

Как не поддерживать пустословия в других людях, хотя считается, что иногда надо дать человеку «выговориться» и слушать всё, что бы он не рассказывал?

 

Тот, кому «выговариваются», в каком-то смысле является модератором общения, слушателем и советчиком. Поэтому он имеет все права контролировать беседу и не уводить ее от главной темы, отсекая ненужные повторения, самозацикленность, желание осудить и обговорить, проявить греховные чувства, слова, желания и эмоции, а не просто поделиться проблемой, в которой необходимо посочувствовать человеку, быстро сориентироваться и дать нужный совет.

 

Но самое главное, все эти старания и размышления должны быть нацелены именно на богомыслие и борьбу с грехом, в которой уста человека играют преимущественную роль. Без богомыслия все, в конечном итоге, является пустословием. А с ним слова приобретают силу и даже творят чудеса, как это было в жизни преподобного Феодора Печерского, потому что такой человек всегда обогащен общением с Богом.

 

В конечном итоге, хранение уст — это образ существования человека в Царствии Небесном, где будет вечный разговор о самом главном с Богом и со всеми святыми.

 

comments powered by HyperComments