Грех, отойди от меня или О свободе

0
4

Размышление над Евангельским чтением об исцелении гергесинских бесноватых и подходе «я самый грешный человек на Земле»

Когда-то я писала, что церковная жизнь с постоянным самообвинением и переживанием своего бессилия и греховности крайне способствует депрессии. И обещала написать, что делать. Кажется, евангельское чтение 5-й недели по Пятидесятнице поможет мне это сделать.
28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город.
Грех — свойство личности или внешнее зло?

Мы видим тут двух человек, которые как бы не имеют своего голоса. За них говорят бесы. Бесы говорят Христу «зачем Ты пришел мучить нас». Именно так действует в нас грех — он лишает нас своего голоса, своей воли, он разговаривает с Богом за нас и прогоняет Его, потому что присутствие Бога мучительно для греха. Но не для нас, для нас Его Присутствие — освобождение.
Еще в самом начале Священного Писания, в книге Бытия, грех описывается как нечто внешнее по отношению к человеку: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.(Быт.4:7)», — говорит Бог Каину. Так и видишь грех — темную бесформенную массу, которая лежит и зовет Каина. А он покорно идет на зов, как змея на звук дудочки, как кролик к удаву — и совершает первое убийство.
О том же говорит и апостол Павел — это уже Новый Завет. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:19,20).

Как отделить себя от греха

Грех лишает нас нашего «я» , лишает нас выбора, лишает нас воли. А Христос возвращает нам нас самих.
Поэтому важно различать в себе свой голос — и не свой голос, голос греха. Действительно ли это я завидую, злюсь — или это грех завидует и злится во мне, а я мучаюсь? Как я отношусь к своей зависти? Нравится ли она мне? Жажду ли я освобождения? А этот голос, который говорит, что святыми рождаются, а я не святой и не мать Тереза. Это действительно я так думаю? Или это просто неверие в себя и Бога, который дает нам силы?
Приведу пример: зависть, связанная с комплексом неполноценности.
Как увидеть ее отдельно от себя? Задать себе вопрос — на какое существо она похожа? В моем случае это маленький скулящий зверек, который сидит с закрытыми глазами и ноет — меня вот тут не погладили, а того погладили, и этот человек меня не погладил, это мне не дали, а вот тому дали — уууу….
Как эти слова зверька влияют на мою жизнь и на мое состояние? Они не дают мне увидеть то, что у меня хорошо. И просто понижают мне настроение, ухудшают его, а с пониженным настроением труднее работать и общаться с людьми.
Когда этот зверек впервые появился в моей жизни? Примерно в детстве, когда меня сравнивали с другими девочками и говорили мне, что я бы тоже должна была получить золотую медаль.
Как я отношусь к наличию этого зверька в моей жизни? Нравится ли мне это?
С одной стороны, зверек вроде пушистый и милый, но лучше бы ему держаться на расстоянии и меньше ныть. А то он требует слишком много внимания и отвлекает от более важных вещей. В общем, присутствие зверька мне не очень нравится.
Почему для меня важно, чтобы его не было в моей жизни? Потому что это даст мне силы делать что-то хорошее, что я хочу сделать в этой жизни, силы общаться с людьми и вкладываться в это. Зверек меня ослабляет.
Были ли уже в моей жизни моменты, когда я делала что-то хорошее? Что это были за моменты? Например, в подростковом лагере я утешала девочку, которую не любит отчим. Где в этот момент был зверек? Его не было рядом. Когда еще его не бывает рядом? В моменты увлеченности чем-либо или кем-либо. В такие моменты он исчезает.
Есть ли кто-то, кто может мне помочь вытеснить зверька зависть из моей жизни? Да, во-первых, это Бог, который ставит передо мной жизненные задачи и дает мне что-то хорошее в этой жизни, и во-вторых, это люди, которые дают мне положительную обратную связь.
Мысленное отделение от греха дает силы

Когда мы нащупываем себя и свое собственное отношение к тому, что происходит, в нас появляется внутренний стержень. Да, мы можем быть бессильны справиться со грехом или с какими-то обстоятельствами сами. Всегда есть что-то, что от нас не зависит. Но если мы понимаем, что мы этот грех не хотим, если у нас есть собственное отношение к происходящему, есть желание жить определенным образом — мы уже не никто, мы не бессильны, мы можем делать выбор.

Мы можем расширять пространство праведности в себе и своей жизни. Можем размышлять над тем, почему нам важно жить не так, как говорит нам жить грех. Можем вспоминать ситуации, когда нам все-таки удалось не сорваться и складывать в копилочку те умения, которые мы при этом проявили. Это может быть умение обратиться к Богу за помощью, а может быть умение переключиться на другие мысли.

Да, конечно, грех делает нас бессильными. Но мы верим в то — Церковь верит — что в крещении Христос освобождает нас от рабства греху. Он дает нам свободу, но от нас зависит, как мы ею распорядимся. От нас вообще довольно много зависит, хоть и не все. И именно ощущение того, что от нас хоть что-то зависит, может вытащить нас из депрессии.
Очень важно слышать себя и поворачиваться к Богу своей настоящей частью, той, которая личность. Бог нам помощник в этом, Он хочет не поработить нашу волю, а освободить ее. Это наглядно видно по ситуации с гергесинскими бесноватыми.
Понимание внешней природы греха помогает прощать ближних

Но можно еще помнить, что грех поражает и мучает не только нас, но и других, и точно так же от других он отделен, и представлять его как отдельную сущность. Может показаться, что мы снимаем этим подходом с себя и с других ответственность. В каком-то смысле это так и есть. Но когда мы думаем, что другой человек не злодей, а им овладела злость и мучает его — это может пробудить в нас сочувствие и милость. Тут очень важны слова, которые мы используем.

Часто задаешься вопросом — как же, как же любить грех и ненавидеть грешника? А вот так. Называть грех как отдельную сущность, размышлять о нем, как об отдельном живом существе, которое влечет и нас, и ближних. И будет легче относиться к ближним, как к жертвам греха, а не как к тем, кто активно желает нам зла.
Приведу еще один пример. Я человек, в силу воспитания не слишком сильно склонный к порядку. И в какой-то момент у меня появилась соседка, склонная к порядку уже болезненно. У нас с ней начались конфликты, вплоть до криков с ее стороны, после которых мне стало с ней весьма тяжело общаться и даже находиться в одной квартире. Я не могла ее простить, боялась и злилась. В том числе на ее любовь к порядку. А потом я вспомнила, как она заселялась и какое хорошее впечатление произвела и сказала себе — ну да, есть у нее такая черта, которая вышибает ее из душевного равновесия, но ведь это не вся она. И ей самой от этого явно тяжело, потому когда человек не может перенести каплю жира на плите, жить ему нелегко. И вдруг весь мой гнев прошел и какое-то время мы с ней нормально общались. Потом, правда, все снова куда-то съехало, но это был очень положительный опыт.
Выбор побеждает безысходность

Возвращаясь к тому, как быть верующим человеком и при этом не быть раздавленным ощущением своей безысходной греховности. Главное — осознать, что грех — это не мы, это нечто внешнее по отношению к нам, и мы можем принять решение, как к греху относиться. Как только мы принимаем решение, безысходность отступает, а Бог — на нашей стороне, Он не над нами, как Судья, а рядом с нами, как наш Помощник и Освободитель.
Вопросы для размышления
Важно ли для вас владеть собой? Почему?
Был ли у вас опыт не владения собой (гнев, отчаяние, что-то другое)?
На какое существо или предмет было похоже это состояние?
Как давно вы с ним знакомы?
Чего оно от вас хочет?
Как оно на вас влияет?
Согласны ли вы с тем, что с вами происходит в этот момент, нравится ли вам это?
Если Вы не согласны — почему?
Почему для вас было бы важно поступить совсем не так, как призывает Вас грех?
Что бы Вы сказали Христу, если бы верили, что Он может вам помочь в такой ситуации?
Запишите это и прочтите как молитву.
 
Запись Грех, отойди от меня или О свободе впервые появилась Блог Предание.ру.

comments powered by HyperComments