Епископ Иона рассказал о противовесе «духовному эксгибиционизму»

0
5
Епископ Иона рассказал о противовесе «духовному эксгибиционизму»

В любой конфликтной внутрицерковной ситуации нужно предоставить Христу возможность Самому действовать в Своей Церкви. Об этом заявил наместник киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона в опубликованном 4 июля интервью порталу «ПРАВМИР». Владыка рассказал, стоит ли обсуждать недостатки жизни Церкви публично и что делать тем, кого задевают церковные проблемы.

По его словам, истории, в том числе анонимные, людей, которые делятся своим печальном опыте расцерковления, разочарований и т. п. напоминает явление под названием «селфи».

 

«Мне несколько раз попадались на глаза исследования специалистов, которые рассуждают о феномене селфи как о разновидности патологии психики, психическом отклонении. Так и здесь. Человек выворачивает душу буквально наизнанку, пытаясь это сделать “красиво”… Это как обнажение каких-либо частей тела: что вполне допустимо, скажем, на приеме у врача, то, когда происходит где-то перед детьми или посторонними людьми на улице среди бела дня, выглядит гнусным и отвратительным. И разговор о своих духовных проблемах, мучениях, боли вполне уместен и понятен, если происходит между друзьями, или с духовником, или с психологом в надежде получить какую-то реальную помощь. Но если человек открывает всю свою зачастую неприглядную сущность, выставляет болячку напоказ всему честному народу, получается именно такой вот духовный эксгибиционизм».

 

Епископ Иона напомнил, что Церковь — богочеловеческий организм, «и у человеческой его части есть масса недостатков, о которых любой церковный человек наслышан предостаточно».

 

«Мы знаем, что в нашей Церкви есть недостатки и целый ряд проблем, но ведь это не повод, чтобы не любить Церковь, отвернуться от нее. Наоборот, это вызов каждому из нас на своем фронте поработать и потрудиться, чтобы проблемы ликвидировать», — сказал он.

 

Чтобы Церковь была исцелена, каждый должен начать «трудиться на своем участке», считает архиерей.

 

«Говорят о нас, что православные грубые и нетерпимые? Будь конкретно ты кротким и любвеобильным: люби ближнего, не хами, не делай замечаний в храме, не мешай другим молящимся, веди себя, как подобает христианину. Говорят, что православные не знают Священное Писание, не понимают, во что верят? Так сам начни читать книги, изучать свою веру, — сказал он. — Только так каждый на своем месте мы сможем лечить страдающий организм, и вот уже на этом конкретном малюсеньком участке Церковь будет исцелена, потому что ведь ты и есть часть Церкви».

 

В истории Церкви достаточно назидательных примеров публичного свидетельства о своих недостатках. «Например, замечательная автобиография архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Святитель говорит о себе довольно жестко, критически разбирает свои поступки, анализирует ошибки: в таком-то случае я смалодушничал, тогда-то у меня было отчаяние, тут я сплоховал. Но при этом он не только диагностирует у себя ту или иную духовную болезнь, но и назначает лечение, содействующее исцелению. И его пример для нас назидателен и педагогичен, потому что, как мы знаем, сам святитель Лука был исцелен, всей своей жизнью доказав преданность Христу, — напомнил владыка Иона. — Или “Исповедь” Блаженного Августина. Человек говорил о своих ошибках, заблуждениях и падениях. Но для чего? Для нашего назидания. Мы видим, через какие испытания, терзания прошел святой и каким в итоге он стал, и можем у него поучиться».

 

По словам епископа, «проблемы и недостатки, о которых сейчас пишут соблазнившиеся о Церкви, были всегда, во все времена». «Это знает любой человек, даже поверхностно знакомый с церковной историей. Потому что дьявол не меняется, и приемчики у него одни и те же: бьет по болевым точкам и нового ничего за 2 тысячи лет не придумал. Церковь все это проходила и, несмотря на все попытки дьявола ее как-то посрамить, уничтожить и даже зачастую физически сломить, она жива и врата ада, как мы знаем, не одолеют ее», — сказал он.

 

В случае, если видишь совершающуюся в Церкви несправедливость, в первую очередь нужно начинать усиленно молиться — за архиерея, за священника, за людей, вовлеченных в конфликт.

 

«Не пытаться действовать по своим мирским понятиям (ключевое слово — “по понятиям”), не бросаться сразу исправлять ситуацию — потому что взгляд наш помрачен грехом, и, как говорил старец Паисий, мы склонны видеть в поступках нашего ближнего скорее негатив, чем позитив… Когда будет молитва, Господь обязательно наставит, как поступить. Если и вправду допущена вопиющая несправедливость, Господь вразумит действовать так, чтобы несправедливость была исправлена».

 

«Нужно дать Христу Самому заботиться о Своей Церкви, — считает владыка Иона. — Он ее создал и обещал пребывать в ней до скончания века. И Его Божественная благодать, как мы знаем, “немощствующих врачует и оскудевающих восполняет”». В завершение он призвал всех в подобных случаях (хоть они бывают редко) действовать исключительно Христовыми средствами, не злом, осуждением и злословием.

 

comments powered by HyperComments