Будьте мудрыми, не жалейте масла

0
3

Евангелие от Матфея, главы 24-25

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. 2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. 3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? 4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. 6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 все же это — начало болезней. 9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется. 14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. 15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. 19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! 20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. 22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. 23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. 24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 25 Вот, Я наперед сказал вам. 26 Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», — не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», — не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы. 29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. 32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; 35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; 40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. 44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Глава 25 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
[свернуть]

У кого из нас не возникало внутреннего протеста и желания «промотать» притчу о десяти девах: пяти неразумных и пяти мудрых? Или кто из нас не зависал на вопросе — почему пять мудрых не поделились и попали на пир к жениху, и вроде как Жених вполне остался доволен их рыночно-индивидуалистическим подходом «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.»(Мф. 25:9) Кого во Вторник Великой седмицы не будоражили и не ужасали слова: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:12).
Но «смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24:6). Не ужасайтесь, это еще не конец.
Притчу о десяти девах Христос рассказывает в серии эсхатологических повествований, отвечая на вопрос учеников: «скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3) Эта серия помещена в 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, и следует после того, как «выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.» (Мф. 24:1) Камня на камне не останется от храма и от религии в которой каждый «сам за себя», от религии «бесплодной смоковницы», от религии лицемерия, религии фарисеев, против которой Христос обращает пламенную обличительную речь в 23 главе, религии «отцеживающей комара, а верблюда поглощающей», религии «окрашенных гробов», религии без суда, милости и веры.
На ее место должна прийти вера, в которой «один за всех, и все за одного», в которой весь закон утверждается на двух заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39-40).
Какую картину конца рисует своим ученикам Христос? «Охлаждение любви», «ненависть друг ко другу» и «предательство друг друга» (Мф. 24:10, 13). Картину, в которой «двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24:40-41), в которой один, как Ной, спасается в ковчеге, других же смывает с лица земли, будто потопом (Мф. 24:37-38). Картину, в которой пять мудрых дев говорят «нет» на просьбу поделиться маслом, и неразумные девы остаются вне брачного пира. Но не ужасайтесь, это еще не конец.
В конце Христос рассказывает последнюю притчу, в которой даёт критерий разделения на первых и вторых. Притчу про Страшный суд, про овечек и козлищ (Мф.25:31-46).
Те первые, которые видели нужду других — и накормили, и напоили, и одели, и посетили в темнице или в больнице. Они не исполняли заповедь Божью. Они не ждали Жениха. Они вообще не мыслили в контексте того, как бы получить спасение, войти в брачный чертог, пустить свои пять талантов в ход, дабы получить награду от господина. Они просто реагировали на нужду «малых сих».
Те вторые, для которых приход «грядущего в полуночи жениха» (Мф. 25:6) — должен быть как минимум «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие» (Мф. 24:26). Христос же предупреждает: «Если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте» (Мф. 24:23-26), «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:4-5). Ожидание Христа со спецэффектами, с чудесами и знамениями — иногда мешает видеть настоящего Христа «здесь и сейчас», в ежедневной рутине, в нуждающемся.
В этой последней перед своими страданиями притче он говорит о том, как именно долгожданный жених приходит к каждому из нас, каждый день — алчущим, жаждущим, странником, нагим, больным или томящемся в темнице. Жених может прийти к нам и неразумной подругой, забывшей взять запас масла и просящей поделиться. И тогда Христос говорит: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
Илия пророк, тот, взятый на Небо живым (4 Цар. 2:11), тот, кто говорил со Христом на горе Преображения «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31), тот Илия, который «уже пришел, и не узнали его» (Мф. 17:11-12), чьё имя, как думали, призывал Христос на Кресте (Мк. 15:35-36), тот Илия может рассказать свою историю о масле.
Когда он пришел в Сарепту Сидонскую и обратился к бедной вдове, чтобы та накормила его, вдова не послала его «пойти лучше к продающим и купить себе». И хотя у нее была «только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине», ровно столько, чтобы «приготовить это для себя и для сына», съесть это и умереть (3 Цар. 17:12), она отозвалась на просьбу Илии, и прежде, чем себе и сыну, сделала опреснок ему. И тогда, мука в кадке более не истощалась, и масло в кувшине не убывало (3 Цар. 17:16). А когда единственный сын вдовы заболел так, что «не осталось у него дыхания», Илия дерзновенно воззвал к Богу, «и услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар. 17:22).
Имейте запасы масла. Не жалейте масла другим. Делитесь маслом с другими. Это единственный способ сделать так, чтобы масло в кувшине не истощалось, чтобы любовь не оскудевала, это единственный способ послужить Христу уже здесь и сейчас.
Запись Будьте мудрыми, не жалейте масла впервые появилась Блог Предание.ру.

comments powered by HyperComments