Архимандрит Виктор (Коцаба) напомнил, в чем смысл пищевого воздержания в пост

0
4
Архимандрит Виктор (Коцаба) напомнил, в чем смысл пищевого воздержания в пост

В последнее время все чаще фразу «В пост главное — не есть друг друга» используют для того, чтобы оправдать свое безразличие к пищевым особенностям Великого поста. Об этом написал глава Административного аппарата Киевской Митрополии архимандрит Виктор (Коцаба) в заметке для портала kp.ua. Он разъяснил, как правильно понимать эту фразу, и напомнил о главном смысле поста.

«В последнее время все чаще в информационном пространстве, да и просто в разговорах простых людей можно встретить или услышать сентенцию о том, что в пост главное — это духовное воздержание, и при этом совершенно не важно, что именно ты ешь. Все чаще встречаются слова ныне покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира: “В пост главное — не есть друг друга”, — написал отец Виктор. — Это высказывание владыки используют, к сожалению, не для того, чтобы не осуждать или не злиться на ближнего (а именно в этом его смысл), но для того, чтобы оправдать свое безразличие к пищевым особенностям Великого поста».

 

«Поэтому, как нам кажется, уже давно назрела необходимость объяснить в первую очередь людям нецерковным, зачем мы постимся и какое значение имеют все эти “пищевые ограничения” вообще», — добавил архимандрит.

 

«Да, никто и никогда не будет спорить с тем, что пища “не приближает человека к Богу”. Так говорил апостол Павел», — написал отец Виктор.

 

По его словам, абсолютно очевидно, что пост — это время, которое отводится Церковью для определенных духовных усилий. «Смысл поста не просто в том, чтобы улучшить свое духовное состояние при помощи каких-то действий. Ведь кто-то для этого пойдет на службу, “чтобы полегчало”, а кто-то — на концерт классической музыки или в музей — “чтобы получить духовную пищу”. Можно смело утверждать, что ни служба, ни музей нисколько не улучшат духовное состояние человека, если не будет… покаяния. Так что смысл поста в первую очередь в покаянии».

 

В этом, как ни странно, может помочь именно воздержание в пище, напомнил священник. «Дело в том, что покаяние — это не просто ощущение своей греховности. Это целый процесс преображения человека, во главе угла которого стоит любовь к Богу. Конечно, можно каяться и без любви, но тогда это будет называться сожалением. А вот любить без свободы — нельзя. Свобода может появиться только тогда, когда каждый из нас будет иметь возможность выбора — сделать так или иначе. Именно поэтому Бог дает Адаму и Еве заповедь “не вкушать с древа познания добра и зла”. Заметьте, что эта самая первая заповедь — заповедь поста. Почему? Во-первых, “не вкушать” — легко. А во-вторых, если человек не сможет управлять своим желудком, то о сердце и речи быть не может. Согласитесь, не раздражаться и не смотреть телевизор намного труднее, чем не есть мяса или не пить молока», — написал он.

 

«Телесный пост — это серьезная проверка наших возможностей и испытание для нашей свободы. Как мы ее используем? Сможем ли во имя высших, небесных, ценностей отказаться от низших, земных, удовольствий? Вот вопрос, на который и должен ответить пост. А разговоры о том, что “пищевое воздержание” — это что-то ненужное, чаще всего ведут люди, которые не пробовали ни поститься, ни не злиться. А попробовать стоит. Даст Бог, и получится», — заключил архимандрит Виктор.

 

comments powered by HyperComments