Архиепископ Иона: Великий пост — период сдачи духовных экзаменов

0
1
Архиепископ Иона: Великий пост — период сдачи духовных экзаменов

Великопостные недели, после которых наступает радостная Пасха, — это период сдачи духовных экзаменов: насколько мы в течение всего года были христианами; насколько жили по-христиански, насколько научились вести себя по-христиански, воздерживаться от греха. Об этом рассказал наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря архиепископ Обуховский Иона в комментарии «ПРАВМИРУ». Публикуем текст полностью.

Великий пост — эта «весна души», период обновления, расцвета лучших наших качеств — для нас является временем максимального приближения к Господу. Но как провести это время, чтобы оно было Богу благоугодно? Многие, наверное, слышали расхожее выражение: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви».

 

Иногда первую часть этой фразы вырывают из контекста, и выходит, что пост должен стать каким-то приятным для нас времяпрепровождением.

 

Но слово «приятный» в славянском языке имеет иное значение — «тот, который принимается». То есть мы должны поститься таким постом, чтобы его принял Господь.

Какой пост будет принят Богом? Об этом говорит Сам Господь в Евангельском отрывке, который читается в храмах в воскресенье накануне Великого поста. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6:17-18).

 

Тогдашние традиции предписывали человеку в праздничные дни мазать волосы маслом — елеем. Это было признаком того, что ты пребываешь в хорошем, бодром и веселом настроении. И поскольку сейчас мода изменилась, и волосы елеем уже не мажут, наставление это не следует воспринимать буквально. Но всё же необходимо помнить, что пост для нас — время действительно радостное.

 

Часто говорят о том, что в пост мы должны воздерживаться от греха. Но возникает вопрос: а что, в непостное время можно расслабиться и грешить?

 

В этом отношении я бы сравнил пост с сессией в институте.

 

Студент на протяжении семестра учится, получает знания, но в период сессии должен особенно напрячь все свои интеллектуальные и физические силы, чтобы подготовиться, как следует: освежить в памяти пройденный материал, подтянуть «хвосты», восполнить пробелы и на экзамен прийти максимально готовым. Для того, кто хорошо учился, экзамены вообще не представляют какой-либо трудности или угрозы: такой студент ожидает их не с ужасом, а с радостью — как период, после которого наступят каникулы.

 

Так и для нас великопостные недели, после которых наступает радостная Пасха, — это период сдачи духовных экзаменов: насколько мы в течение всего года были христианами; насколько жили по-христиански, насколько научились вести себя по-христиански, воздерживаться от греха. Постом это всё проявляется.

 

 

Если привыкли поститься — как положено христианам, в среду и пятницу в течение всего года не вкушать определенные виды пищи, — так и сейчас будет легко, и вопросов, оправдывающих собственное невоздержание, возникать не будет. Если в течение года приучили себя не осуждать, то и постом сможем удерживаться от осуждения. Если приобрели навык уклоняться от различных излишеств, и в дни поста это не составит особого труда.

 

И всё же пост — это время, когда мы должны напрячься и вспомнить, чему научились за весь предшествующий год.

 

К доске!

Пост также призван напомнить нам о бренности земной жизни, о том, что она скоро закончится, и мы предстанем на суд Божий.

 

Страшный суд тоже часто сравнивают с экзаменом. Но мне это сравнение кажется не совсем правильным. Дата экзамена, как правило, известна заранее. Например, мы знаем, что в пятницу 13-го сдаём химию, а значит, в запасе есть ещё несколько дней, чтобы перелопатить учебник Глинки и другую литературу и прийти на экзамен максимально подготовленными.

 

Но Православная Церковь напоминает: «Внезапно Судия приидет» (утренние молитвы), «бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мф. 26:41). Господь постоянно в Евангелии говорит о том, что пришествие Его будет — «как тать в нощи», Он как «жених грядет в полуночи». То есть момент нашего личного Конца света — отшествия ко Господу — станет полностью неожиданным. Поэтому, на мой взгляд, правильнее сравнивать его не с экзаменом, а с уроками в школе.

 

Когда школьник идет на занятия, он не знает, когда его спросят. Даже если отвечал на прошлом уроке, вполне могут вызвать и сейчас. Получается, нет никакой возможности расслабиться: каждый день на каждом уроке ученик должен быть готов выйти к доске.

 

И христианин так же — должен знать и помнить, что в любой момент его могут «спросить», и нужно будет ответить достойно. Жизнь наша — как во время, так и вне поста — постоянное ожидание этого вызова.

Потому и Церковь чтениями из Священного Писания и богослужебными текстами настраивает нас всегда быть готовыми дать ответ своему Господу.

 

Есть замечательные слова: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7:39). Если человек не только умом, но и сердцем поймет, что нужно иметь готовность на всякий час предстать перед Господом, он будет уклоняться от многих и многих грехов. Поэтому всех нас хочу призвать достойно готовиться «к каждому уроку», помня о том, что в любой момент мы можем быть «вызваны к доске».

 

Быть во всеоружии

Пост, как уже было сказано, это время обновления души — когда у нас есть возможность уделить время многим своим проблемам и излечить те или иные духовные язвы. А, как известно, зачастую лечение связано с довольно неприятными процедурами…

 

Думаю, любой, кто уже постился, знает, что постом часто обостряются многие наши страсти, приходят всевозможные искушения.

 

Порой христиане ждут поста даже с некоторым содроганием — потому что в этот период, как правило, или возникнут проблемы со здоровьем, или пойдут какие-то скорби, недопонимания с родными, на работе и так далее.

Но надо понимать, что проблемы бывают у всех — и у христиан, и у людей нецерковных. Нам сказано: «В мире скорбны будете» и «мир во зле лежит». Какой бы ни была трудной ситуация, самое важное — это наше отношение к ней. Ведь человек не верующий зачастую воспринимает проблему как испытание, какой-то злой рок, вопиющую по отношению к нему несправедливость судьбы или людей, злится, ропщет, обижается.

 

Понятное дело, что христианин так реагировать не может. Если, конечно, знает заповеди и стремится по ним жить, читает и Священное Писание, и творения святых отцов, которые все грехи разобрали, что называется «по косточкам», разложили по полочкам каждую страсть.

 

Человек, читающий духовную литературу, должен знать, как относиться к испытаниям: где-то потерпеть, где-то помолиться, где-то уступить и всегда — благодарить Господа. Ведь всё это — горькие лекарства, которые Бог дает нам, чтобы мы вышли победителями в борьбе с грехом, живущим в нас. Чтобы научились терпению и любви.

 

 

 

Мы знаем слова апостола: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Носить тяготы наших родных и близких, быть может, мы уже научились, но когда приходится потерпеть от посторонних людей, это порой вызывает у нас мысли отнюдь не христианские. Но, помня эти слова, — пожалуйста, будь добр исполнить их, хотя бы этим постом, даже если тяготы эти кажутся невыносимыми.

 

В случае болезни — тоже нужно понимать, что это время мы можем посвятить размышлениям о конечности земного пути. Здоровье наше не такое уж богатырское, и таким, как в молодости, уже не будет. Рано или поздно болезни и старение организма приведут его в могилу, а значит, к этому тоже следует готовиться, и, как я уже говорил, — к нашему ответу на Страшном суде.

 

Опять же, это повод поблагодарить Господа.

 

Ведь болезнь можно назвать мученичеством, и если человек с благодарностью Богу, с упованием, без ропота, без досаждения тем, кто его лечит или помогает, без раздражительности переносит страдания, это вменяется ему в мученичество. Потому что это, действительно, — тяжелый крест.

 

Вообще из любой неприятной ситуации мы должны научиться делать правильные выводы, всегда иметь благой помысел, о котором писал преподобный Паисий Афонский. Кстати, если кто-то не читал ещё его книги, очень рекомендую: написаны они легким и образным языком и действительно помогают человеку жить во Христе именно в современном мире.

 

Есть в Псалтыри замечательные слова: «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118:60). И если мы знаем, что постом могут возникать искушения, то не должны смущаться, когда они подступают.

 

Так воин ложится отдыхать — зная, что готовится нападение, он положит оружие рядом, останется во всем снаряжении и в случае опасности тут же вскочит и вступит в бой.

Человек же расслабленный, не ожидающий атаки, оружие бросит в другой комнате, заснет крепким сном, расслабится, и когда нападет враг, будет тут же повержен.

 

И мы в этот пост — если встретим его в духовном всеоружии, ожидая нападения врага, то в тех искушениях, которые, может быть, Господь попустит нам для нашей пользы, обязательно выйдем победителями.

 

Записала Юлия Коминко

Фото Сергея Рыжкова

 

comments powered by HyperComments